Новости Рособрнадзора

Печать

Стали известны открытые направления тем итогового сочинения на 2019-2020 учебный год

on .

altСоветом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах утверждены пять открытых направлений тем сочинения на 2019-2020 учебный год: «Война и мир» – к 150-летию великой книги, «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она».
 
Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны за 15 минут до его начала по местному времени.
 
Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.
 
Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания. Выпускники прошлых лет, в том числе ранее писавшие итоговое сочинение, могут написать его по желанию. При этом в вузы они смогут представить итоговое сочинение только текущего года, а сочинение прошлого года аннулируется.
 
Основной срок написания итогового сочинения в текущем учебном году - 4 декабря 2019 года. Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам смогут написать сочинение в дополнительные сроки –5 февраля и 6 мая 2020 года.
 
Пресс-служба Рособрнадзора
Печать

Большинство российских школьников продемонстрировали хороший уровень физической подготовки и любовь к коллективным игровым видам спорта

on .

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) подвела итоги национального исследования качества образования (НИКО) по физкультуре, которое проводилось 8-12 апреля 2019 года среди обучающихся 6 и 10 классов из более чем 300 школ 31 региона России. В исследовании приняли участие почти 15 тысяч шестиклассников и более 8 тысяч десятиклассников, относящихся к основной медицинской группе для занятий физической культурой.

 

В рамках исследования его участники выполняли четыре задания, демонстрирующих владение техническими действиями из базовых игровых видов спорта (бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис и другие), гимнастику с элементами акробатики, технику выполнения упражнений из комплекса ГТО и общую физическую подготовку. Также было проведено анкетирование участников исследования.

 

По результатам исследования, около 18% шестиклассников и около 22% десятиклассников набрали максимальное количество баллов за выполнение практических заданий. 4,4 % обучающихся 6 классов и 2,7% обучающихся 10 классов показали неудовлетворительные результаты. Около половины участников в обеих возрастных группах выполнили задания на «четверку».

 

Процент выполнивших задание «Техника выполнения упражнений из комплекса ГТО» на максимальный балл у обучающихся 6 классов составил 77%, а у обучающихся 10 классов – 84%. Это позволяет сделать вывод, что уровень умений для правильного выполнения этих нормативов является достаточным в обеих возрастных группах школьников.

 

Исследование показало, что обучающиеся обеих возрастных групп отдают предпочтение коллективным игровым видам спорта, ставя на первое место игру баскетбол. Второе и третье места по популярности среди школьников заняли волейбол и футбол.

 

Школьники, которым нравится играть в спортивные игры и которые занимаются спортом регулярно, показали более высокие результаты НИКО по физкультуре. Исследование продемонстрировало прямую зависимость спортивных результатов школьников от занятия в спортивных секциях и участия в олимпиадах по физкультуре. Результаты НИКО по физкультуре обучающихся у учителей с более высокой квалификационной категорией, а также учителей, имеющих спортивное звание или спортивный разряд, также в целом оказались выше.

Печать

ФИПИ опубликовал проекты контрольных измерительных материалов ЕГЭ-2020, существенных изменений нет

on .

Печать

altФедеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал на своем сайте проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2020 году.

 

Данные документы являются основой для составления экзаменационных материалов и ежегодно публикуются для экспертного обсуждения до начала учебного года. С их помощью будущие участники ЕГЭ-2020 и их преподаватели могут также составить представление о том, что их ждет на экзаменах в новом учебном году.

 

Для понимания того, как нужно выполнять экзаменационную работу, следует в первую очередь ознакомиться с демонстрационными версиями контрольных измерительных материалов по предметам этого года. Они помогут составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме и уровне сложности. Кроме того, в демонстрационном варианте приведены критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом. С ними важно ознакомиться, чтобы понимать требования к полноте и правильности записи ответа. Задания, включенные в демоверсии, не будут использоваться при проведении экзаменов, но они аналогичны реальным.

 

Полный перечень вопросов и тем, которые могут встретиться на экзамене, приведен в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Его можно использовать при составлении плана повторения материала перед экзаменом.

 

Изменения в КИМ ЕГЭ 2020 года незначительны: проведено ежегодное совершенствование формулировок некоторых заданий и критериев оценивания развернутых ответов на основе анализа результатов ЕГЭ-2019, обращений в Рособрнадзор и ФИПИ в период проведения основного периода экзаменов в текущем году.

 

В 2020 году не планируется изменений структуры и содержания КИМ ЕГЭ по всем предметам, кроме физики и китайского языка. Задача 25 в КИМ ЕГЭ по физике, которая ранее была представлена в части 2 в виде задания с кратким ответом, теперь предлагается для развернутого решения и может быть оценена максимально в 2 балла. Таким образом, число заданий с развернутым ответом в ЕГЭ по физике увеличилось с пяти до шести. Для задания 24, проверяющего освоение элементов астрофизики, вместо выбора двух обязательных верных ответов предлагается выбор всех верных ответов, число которых может составлять либо два, либо три.

 

Больше всего изменений произошло в КИМ ЕГЭ по китайскому языку, экзамен по которому был проведен в 2019 году впервые. В письменной части работы в разделе уменьшено до девяти количество заданий раздела, изменены форматы некоторых заданий, введены два диалогических текста. В разделе уменьшено до пяти количество заданий, введены задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов. В разделе добавлено задание 28 на написание личного письма в ответ на письмо-стимул, выполнение которого может быть максимально оценено в 8 баллов.

 

Также уточнены критерии оценивания некоторых заданий в КИМ ЕГЭ по русскому языку, географии, истории и обществознанию.

 

ФИПИ приглашает экспертное и профессиональное сообщества принять участие в обсуждении проектов экзаменационных материалов 2020 года.

 

Все замечания и предложения принимаются на электронный адрес:  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript  до 1 октября 2019 года.

 

Пресс-служба Рособрнадзора

Печать

Роспотребнадзор, Минпросвещения и Рособрнадзор рекомендуют рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных телефонов в школах

on .

altРоспотребнадзор, Минпросвещения, Рособрнадзор и Российская академия образования подготовили методические рекомендации о порядке использования личных устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях.

 

В представленном документе органам управления образованием субъектов РФ, местного самоуправления в сфере образования и общеобразовательным организациям, с целью профилактики возможного вреда здоровью школьников и повышения эффективности образовательного процесса, рекомендуется рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи  в образовательных организациях.

 

Методические рекомендации подготовлены на основе анализа международного опыта использования устройств мобильной связи школьниками, а также по итогам опроса общественного мнения, проведенного Минпросвещения, Рособрнадзором и Роспотребнадзором.

 

В ходе опроса 61% обучающихся, 89% родителей и 90% педагогов поддержали ограничение использования мобильных телефонов школьниками во время уроков. Около трех четвертей опрошенных считают, что и педагоги должны ограничить использование сотового телефона в школе в присутствии обучающихся в личных целях. Более половины школьников согласны с тем, что неупорядоченное использование мобильных телефонов может нанести вред их здоровью и отвлекает от учебного процесса. Среди взрослых участников опроса (родителей и педагогов) с этими утверждениями согласны 83-90% опрошенных.

 

Анализ международного опыта использования мобильных телефонов школьниками выявил, что длительное время их использования, а также использование во время пребывания в школе могут привести к нарушениям психики, гиперактивности, раздражительности, нарушениям сна, а также снижению умственной работоспособности, ослаблению памяти и внимания.

 

В подготовленном документе органам управления образованием регионов и муниципалитетов, а также школам рекомендуется рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной организации обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (например, для мониторинга сахара крови при сахарном диабете), а также педагогическими работниками и родителями. В частности, рекомендуется предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при входе в образовательную организацию, а также ограничить использование школьниками устройств мобильной связи во время учебного процесса.

 

При необходимости и возможности, школам рекомендуется предусмотреть места хранения мобильных телефонов учеников во время образовательного процесса, согласовать способы коммуникации родителей с обучающимися в случае возникновения необходимости или внештатной ситуации, проводить разъяснительную работу по вопросам профилактики неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи и воспитания культуры пользования такими устройствами.

 

В течение года Роспотребнадзором будет проведен мониторинг функционального состояния здоровья школьников при ограничении использования мобильных устройств связи, а Рособрнадзором совместно с Российской академией образования – выборочный мониторинг повышения эффективности образовательного процесса.

 

Методические рекомендации будут направлены в регионы до начала нового учебного года.

 

Ознакомиться с методическими рекомендациями можно здесь.

 

По информации пресс-службы Рособрнадзора

Печать

Руководитель Рособрнадзора рассказал о предварительных итогах ЕГЭ, ОГЭ И ВПР 2019 года

on .

altРуководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов в ходе Всероссийского совещания руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, подвел предварительные итоги единого государственного экзамена (ЕГЭ), основного государственного экзамена (ОГЭ) и всероссийских проверочных работ (ВПР), прошедших в 2019 году. От Курганской области в мероприятии принял участие директор Департамента образования и науки Андрей Кочеров.

 

- Результаты ЕГЭ 2019 года сопоставимы с предыдущими годами, что подтверждает стабильность, прозрачность и объективность экзамена. Проведенный предварительный анализ результатов ЕГЭ не демонстрирует никаких аномалий, - сообщил Сергей Кравцов.

 

По его словам, никаких существенных изменений как в процедуре проведения, так и содержательно в следующем году в ЕГЭ не будет. Он рассказал, что в текущем году пройдет апробация проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ в компьютерной форме в масштабах всей страны и по ее результатам будет принято решение о внедрении данной технологии в процедуры ЕГЭ в штатном режиме.

 

ОГЭ в 2019 году также прошел в штатном режиме.

 

- В отличие от ЕГЭ, проведение ОГЭ вызывает у нас определенную тревогу в части его объективности. Это подтверждается полученными Рособрнадзором жалобами на горячую линию, а также фактами, подтверждающими оказание участникам экзамена помощи как безвозмездной, так и возмездной, что дискредитирует объективность проводимых экзаменов и беспристрастность педагогических работников, - заявил руководитель Рособрнадзора.

 

В ВПР в 2019 году приняли участие более 5,5 миллионов школьников из 4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 10-х и 11-х классов. Сергей Кравцов рассказал, что важной новацией в процедуре проведения ВПР в 2020 году станет формирование контрольных измерительных материалов для обучающихся 4-7, 11 классов посредством генерации вариантов из создаваемого в настоящее время Рособрнадзором банка ВПР. В следующем году также планируется добавить ВПР в 8 классе, они будут проводиться школами в режиме апробации.

 

Итоги всей экзаменационной кампании 2019 года Рособрнадзор подведет в сентябре-октябре 2019 года на своем Всероссийском совещании.

 

По информации пресс-службы Рособрнадзора

Печать

Рособрнадзор собирает предложения по совершенствованию ЕГЭ

on .

altФедеральная служба по надзору в сфере образования и науки начинает традиционный сбор предложений от участников ЕГЭ, их родителей и учителей, о том, что еще необходимо усовершенствовать в едином госэкзамене. Такие опросы ежегодно проводятся службой во время и после завершения кампании ЕГЭ.
 
Свои мнения и предложения о том, чего не хватает на экзаменах и что мешает участникам ЕГЭ, как сделать процедуру более комфортной и прозрачной можно направлять на электронную почту:   Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript  до 1 августа.
 
- За последние годы удалось многое сделать, чтобы процедура ЕГЭ стала четкой, прозрачной и максимально продуманной. В этом нам очень помогли не только мнения и предложения экспертов, но и неравнодушных граждан. Постоянно совершенствуются контрольные измерительные материалы единого госэкзамена. Но ЕГЭ – это не застывший инструмент, он развивается, и мы внимательно прислушиваемся к любым конструктивным предложениям, чтобы при необходимости улучшить и донастроить какие-то элементы проведения государственной итоговой аттестации, - заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.
 
Все поступившие предложения будут рассмотрены и тщательно проанализированы специалистами ведомства, а наиболее интересные из них – вынесены на обсуждение профессионального и экспертного сообщества. 
Печать

Рособрнадзор рассказал директорам школ об особенностях организации итоговой аттестации для учащихся с ОВЗ

on .

altФедеральная служба по надзору в сфере образования и науки перед началом основного периода проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) и основного государственного экзамена (ОГЭ) провела совещание в режиме видеосвязи для директоров школ, в ходе которого представители службы напомнили об особенностях организации государственной итоговой аттестации для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидов и детей-инвалидов.  
 
- Сегодня многое делается, чтобы дети-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья наряду со всеми школьниками получали качественное образование. Анализ результатов участников ЕГЭ с ОВЗ за 2017-2018 годы показал, что средний балл ЕГЭ у этих выпускников достаточно высокий и коррелирует с результатами остальных участников ЕГЭ. Аналогичная ситуация и с результатами ОГЭ, - сообщила, открывая совещание, заместитель начальника Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора Нино Бугулова.  
 
Она рассказала, что в 2019 году государственную итоговую аттестацию после 11 класса будут проходить 6742 участника с ограниченными возможностями здоровья. Около трех четвертей из них намерены сдавать экзамены в форме ЕГЭ. 16 пунктов проведения экзаменов будет организовано в медицинских учреждениях.   
 
- Мы всегда идем навстречу и учитываем особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, направляем разъяснительные письма, чтобы им были созданы наиболее комфортные условия при проведении процедур итоговой аттестации и процедур допуска к ней, - отметила Нино Бугулова.  
 
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Олег Смолин, возглавляющий рабочую группу по дошкольному и общему образованию при президентской комиссии по делам инвалидов, сообщил, что особые условия для сдачи экзаменов с учетом состояния здоровья необходимы примерно 4% участников ОГЭ и 1% участников ЕГЭ.  
 
- Мы благодарим Рособрнадзор за многолетнее сотрудничество с нашей рабочей группой и комитетом по вопросам, связанным с организацией госэкзаменов для обучающихся с ОВЗ. Каждый год мы проводим круглые столы и совместные заседания рабочей группы и Рособрнадзора, выслушиваем предложения директоров школ и активистов общественных организаций инвалидов. В значительной степени эти предложения реализованы в порядке проведения ЕГЭ и других регламентирующих документах, - заявил Олег Смолин.  
 
Представители Рособрнадзора рассказали об особенностях организации итоговой аттестации для разных категорий участников с ОВЗ, процедуре допуска к экзаменам таких участников, особенностях экзаменационных материалов для проведения государственного выпускного экзамена (ГВЭ) и ответили на вопросы директоров школ.  Нино Бугулова попросила региональные министерства образования после завершения экзаменационной кампании 2019 года провести совещания со всеми директорами школ, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, и направить в Рособрнадзор предложения по совершенствованию всех процедур государственной итоговой аттестации и допуска к ней.
 
Пресс-служба Рособрнадзора
Печать

РОСОБРНАДЗОР ПРИГЛАШАЕТ К ОБЩЕСТВЕННОМУ ОБСУЖДЕНИЮ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

on .

altПроект методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся опубликован Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки для общественного обсуждения.
 
Методология была разработана в рамках реализации указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и национального проекта «Образование».
 
Качество образования является стратегическим приоритетом для России. Термин «качество образования» нормативно закреплен в «Законе об образовании», а вхождение России десятку ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития страны на ближайшие несколько лет.
 
Одним из ключевых показателей национального проекта «Образование» является «Средневзвешенное место Российской Федерации в группе международных исследований», которое рассчитывается на основе данных исследований PIRLS, TIMSS и PISA. В опубликованной методологии описаны процедуры, сроки и способы расчета этого показателя на основе данных исследований качества образования, проводимых в субъектах РФ по моделям этих трех международных исследований.
 
Замечания и предложения по проекту методологии принимаются на электронную почту:   Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript  до 29 марта 2019 года.
 
Пресс-служба Рособрнадзора
Печать

Национальные координаторы исследования PISA-2021 обсудили подготовку нового цикла исследования

on .

altРоссийские эксперты приняли участие в 1-й встрече национальных координаторов исследования PISA-2021, которая прошла в Вене. 

 

PISA - крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру: проверяется их математическая и естественнонаучная грамотность, а также грамотность чтения. С 2015 года в качестве дополнительного направления, которые страны-участники PISA могут реализовать по желанию, в исследование включено изучение финансовой грамотности. 

 

В новом цикле исследования PISA-2021 примут участие 88 стран. Основным направлением исследования этого цикла станет математическая грамотность, а новым направлением исследования - креативное мышление 15-ти летних обучающихся. В настоящий момент идет подготовка инструментария для проведения апробационного этапа исследования PISA в 2020 году. 

 

Российская Федерация принимала участие во всех циклах исследования PISA, начиная с 2000 года. По результатам исследования 2015 года средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста в читательской, математической и естественнонаучной грамотности улучшились по всем трем направлениям по сравнению с предыдущим циклом; по читательской и математической грамотности зафиксирован существенный подъем. 

 

Последний цикл исследования PISA был проведен в 2018 году, основное внимание в нем было уделено оценке функциональной грамотности в области чтения и выявлению тенденций развития читательской грамотности в мире за последние годы. Участие в исследовании приняли порядка 80 стран и экономик мира. Официальные результаты исследования PISA-2018 будут опубликованы в декабре 2019 года. 

 

Пресс-служба Рособрнадзора

Печать

ГЛАВА РОСОБРНАДЗОРА: ВСЕ БОЛЬШЕ ВЫПУСКНИКОВ С ОВЗ ВЫБИРАЕТ ЕДИНЫЙ ГОСЭКЗАМЕН

on .

altКоличество выпускников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбирающих форму ЕГЭ при прохождении государственной итоговой аттестации, растет на протяжении последних трех лет: в 2018 году ЕГЭ сдавали около 7 тысяч таких участников. Об этом рассказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов на совещании Рособрнадзора и Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов. 

 

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды и дети-инвалиды имеют право добровольно выбрать, в какой форме они будут проходить государственную итоговую аттестацию после 11 класса – ЕГЭ или государственного выпускного экзамена (ГВЭ). 

 

- С 2016 года растет количество участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья, для которых создаются особые условия. Мы видим очень хорошую динамику, - сообщил Сергей Кравцов.

 

По его словам, улучшаются также результаты госэкзамена таких участников: средние баллы выпускников с ОВЗ в 2018 году выросли по русскому языку, математике, литературе и химии, по остальным предметам результаты были сопоставимы с прошлогодними. Максимальные 100 баллов в 2018 году получили 63 участника с ОВЗ. 

 

Сергей Кравцов рассказал о том, какая работа была проделана, чтобы создать выпускникам с ОВЗ необходимые условия для сдачи ЕГЭ. Для них создаются пункты проведения экзаменов (ППЭ) в лечебных учреждениях и на дому. 

 

 Для сдачи ЕГЭ участникам с ОВЗ создаются необходимые материально-технические условия, обеспечивается возможность беспрепятственного доступа в аудитории, наличие специальных кресел, других приспособлений и технических средств, помощь ассистентов. Созданы и регулярно актуализируются тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ участников с нарушениями зрения. Для участников экзаменов с глубокими нарушениями зрения контрольные измерительные материалы (КИМ) оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля. Для слабовидящих участников КИМ копируются в увеличенном размере. Продолжительность экзамена для участников с ОВЗ может быть увеличена на 1,5 часа. 

 

С этого учебного года для выпускников 9 классов введено итоговое собеседование по русскому языку как допуск к государственной итоговой аттестации. Для участников с ОВЗ также были предусмотрены особые условия его прохождения: они могли выполнить только те задания, которые им посильны. Так, участники с глубокими нарушениями зрения могли выполнить только вторую часть работы - монолог и диалог. Регионы получили право самостоятельно определять минимальный пороговый балл для получения зачета участниками с ОВЗ. Допускалось участие в процедуре собеседования сурдопереводчиков. Процедуру собеседования в 2019 году прошли более 50 тысяч участников с ОВЗ.

 

- Собеседование было проведено впервые, и все предложения по совершенствованию этой процедуры для участников с ОВЗ мы обязательно проанализируем и учтем в своей работе, - заверил Сергей Кравцов. 

 

Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науки Госдумы РФ Олег Смолин отметил, что за последние годы процедура сдачи ЕГЭ для участников с ОВЗ была существенно усовершенствована. «Даже если не все вопросы уже решены, мы движемся в правильном направлении», - констатировал он. 

 

Руководители образовательных организаций для обучающихся с ОВЗ, участвовавшие в совещании, рассказали о своем опыте организации итоговой аттестации и высказали ряд предложений по совершенствованию процедур ЕГЭ, ГИА-9 и собеседования для участников с особыми потребностями. 

 

Глава Рособрнадзора заверил, что все предложения и замечания будут учтены, а встречи в таком формате продолжатся. Он предложил перед началом основного периода ЕГЭ-2019 провести совещание с директорами школ для учащихся с ОВЗ, чтобы ответить на все их вопросы.

 

Пресс-служба Рособрнадзора

Печать

ФИПИ: СДАЮЩИМ ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ СТОИТ ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СТРАН ПО ОПИСАНИЮ

on .

altУчастники ЕГЭ по географии демонстрируют некоторый рост общего уровня подготовки. Они успешно справляются с заданиями на работу с картами, хорошо знают географию России. Больше внимания им следует обратить на знание географической терминологии, природных процессов и явлений, экономической географии. Анализ результатов ЕГЭ по географии завершает ежегодный цикл рекомендаций от экспертов Федерального института педагогических измерений.

 

В условиях стабилизации экзаменационной модели ЕГЭ по географии можно констатировать некоторое повышение общего уровня подготовленности выпускников к экзамену.

 

В контрольные измерительные материалы 2018 года были включены задания, проверяющие содержание всех основных разделов школьной географии. Были изменены модели заданий 11 и 14, в которых нужно было продемонстрировать умение интегрировать знания из разных разделов курса географии для решения поставленной задачи, предусматривающей знание особенностей природы, населения и хозяйства регионов России, разных стран и регионов мира. Большинство заданий экзаменационной работы базировалось на содержании курса географии России.

 

Выпускники 2018 года успешно освоили умения определять по картам географические координаты и расстояния, читать географические карты и составлять профиль рельефа местности по топографической карте, анализировать статистическую информацию, представленную в виде диаграмм. Умение использовать карты часовых зон для определения разницы во времени на территории страны продемонстрировало подавляющее большинство выпускников.

 

Учителям стоит обратить большее внимание на знание и понимание процессов и явлений, происходящих в различных сферах географической оболочки. Выпускники не в полной мере владеют физико-географическими понятиями и терминами: «континентальность климата», «циклон» и «антициклон», «исток», «устье», «межень», «русло», «платформа», «щит», не знают признаков природных зон, взаимосвязь компонентов в природных комплексах, проявление общих географических закономерностей на конкретных территориях.

 

Большинство выпускников демонстрирует знание и понимание природных и антропогенных причин возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях. Вместе с тем, при повторении данного раздела необходимо обратить внимание на конкретные примеры рационального и нерационального природопользования, основные источники загрязнения водного и воздушного бассейнов.

 

Участники ЕГЭ по географии продемонстрировали хороший уровень знаний по географии России, особенностей ее природы и размещения населения, знание и понимание особенностей природно-хозяйственных зон и районов, основных отраслей хозяйства страны. Особое внимание при подготовке по данному разделу следует обратить на знание состава крупных географических районов России. Так, например, 20% выпускников считают Дальний Восток самым маленьким по площади территории географическим районом страны.

 

Анализ результатов ЕГЭ по географии показывает, что участники экзамена знают столицы государств, но путают страны при соотнесении «страна – столица»: Испания и Португалия, Иран и Пакистан, Саудовская Аравия и Турция, Марокко и Афганистан. Затруднение у участников экзамена вызвало определение по краткому описанию таких стран как Мексика, Норвегия, Бангладеш, Вьетнам, Швейцария. Учителям необходимо обратить внимание на разбор типичных ошибок, связанных с незнанием особенностей

географического положения стран, формы правления, численности населения крупных стран и их столиц.

 

В целом у участников экзамена сформировано верное представление о различии в структуре ВВП и занятости населения между развитыми и развивающимися странами. Вместе с тем, стоит обратить внимание на умение выделять существенные признаки таких экономико-географических понятий как международная экономическая интеграция, отрасль международной специализации, а также знания об особенностях размещения основных отраслей промышленности, сельского хозяйства мира, крупнейших производителей и экспортеров основных видов продукции.

 

Ежегодно ФИПИ проводит анализ результатов экзаменационной кампании по всем предметам и публикует методические рекомендации для учителей. Краткие обзоры этих рекомендаций, подготовленные руководителями федеральных комиссий по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ, помогут будущим выпускникам и их педагогам сориентироваться в том, какие задания и темы оказались наиболее сложными для участников ЕГЭ-2018, и на что стоит обратить внимание при подготовке к экзамену. Ранее свои рекомендации выпускникам дали разработчики КИМ ЕГЭ по обществознанию, истории, биологии, русскому языку, математике, иностранным языкам, информатике, литературе, физике и химии.

Печать

Участники международной конференции обсудили перспективы использования больших данных для развития системы образования

on .

Перспективы использования цифровых технологий в образовании, организацию эффективного мониторинга сферы образования с использованием больших данных, возможности создания и использования индивидуальных цифровых портфолио обучающихся обсудили участники III международной конференции по управлению качеством образования «Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании», которая была организованна Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Правительством Москвы.

 

Участники обсудили планы по использованию больших данных и других механизмов мониторинга российской системы образования. Сейчас стоит задача объединить в единую базу различную информацию о системе образования, собираемую на всех уровнях. Эти данные должны собираться автоматически, без увеличения объема работы, которую учителям приходится делать вручную. Доступ к сформированной базе данных должны иметь все участники образовательной деятельности. Пользоваться собранными сведениями будут руководители всех уровней для принятия управленческих решений в сфере образования.

 

Мониторинг результатов национальных и международных исследований качества образования позволит объективно оценивать состояние российского образования, отслеживать тенденции его развития, определять влияние стандартов и учебников на качество образования, выявлять области, которые требуют дальнейшего совершенствования для повышения конкурентоспособности российского образования на международной арене.

 

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал об уже проделанной работе по формированию объемного массива данных о российской системе образования.

 

- На сегодняшний день Рособрнадзор ведёт порядка 25 федеральных информационных систем. Основой этого массива служат те данные, которые мы в течение многих лет получаем по результатам всероссийских проверочных работ, ЕГЭ, основного государственного экзамена, других оценочных процедур, контрольно-надзорной деятельности. Эти данные мы храним, анализируем и используем для управления качеством образования. Активно развиваем направления, связанные с исследованием больших данных, получаемых из множества независимых источников, в том числе интернета, - рассказал руководитель Рособрнадзора.

 

Он отметил, что использование больших данных позволило снизить административную нагрузку на систему образования. Так в 2019 году количество проверок школ сокращено почти на четверть.

 

Сергей Кравцов сообщил, что в конце прошлого года на базе РАНХиГС был создан центр по работе с большими данными в системе образования, который объединит аналитические возможности вуза и Рособрнадзора и позволит их развить, в том числе для подготовки аналитики в части реализации национального проекта «Образование». Также планируется использование больших данных в системе оценки деятельности вузов. В частности, в процедуре аккредитации программ высшего образования.

 

- Сегодня на первый план выходит вопрос о том, какие навыки нужно давать человеку, чтобы поддержать его рост, развитие и стимулировать производительности труда. Это вопрос в первую очередь к современному образованию и профессиональной подготовке. Поэтому нам нужно изучать и использовать технологии больших данных и самим формировать контуры новых образовательных рынков, - отметил в своем выступлении ректор РАНХиГС Владимир Мау.

 

Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о столичном опыте электронного дневника, благодаря которому для каждого школьника формируется свой индивидуальный электронный след, отражающий практически все аспекты его школьной жизни: что он учит, как быстро справляется с заданиями, с каким результатом, в каких кружках занимается, какие музеи и технопарки посещает, что проектировал или изобретал, в каких олимпиадах участвовал и так далее. «Следующая задача, над решением которой мы работаем в настоящее время, создать инструменты анализа этих больших данных, с помощью которых педагоги смогут анализировать результаты обучения каждого ученика, прогнозировать его будущие достижения, определять индивидуальные образовательные потребности и осуществлять профориентацию. В итоге школа сможет выстраивать индивидуальную траекторию обучения, максимально учитывающую индивидуальные способности учащегося и его образовательные потребности», - заявил Сергей Собянин.

 

Он добавил, что большие данные позволят формировать индивидуальные портфолио учащихся со всеми их достижениями за время обучения в школе. Пополнение данного портфолио должно продолжаться на следующих этапах обучения.

 

По словам министра просвещения Ольги Васильевой, на основе больших данных сейчас в России создается навигатор для поиска дополнительных общеобразовательных программ для школьников и оценки качества этих программ. Кроме того Минпросвещения России создает информационный ресурс о детях, ставших победителями и призерами всех мероприятий, которые направлены на выявление и развитие творческих, научно-исследовательских, инженерно-технических, изобретательских, спортивных способностей. Этот ресурс позволит выявлять и поддерживать талантливых школьников.

 

Руководитель Департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер поделился опытом ОЭСР по сбору и анализу различных массивов данных для отслеживания прогресса учащихся в процессе обучения. Старший аналитик PISA Мияко Икеда рассказала о том, как сбор данных об образовательных достижениях учащихся в рамках исследования PISA влияет на образовательную политику.

 

- Большие данные – это вызов времени, это то, что будет завтра. Если не заниматься и не обсуждать эти вопросы сегодня, могут быть большие риски. Сегодня есть понимание, как нам нужно в этом направлении двигаться, чтобы результаты анализа больших данных использовались во благо развития образования, в интересах педагогов и учащихся, - подвел итоги обсуждения Сергей Кравцов.

 

Печать

ФИПИ: СДАЮЩИМ ЕГЭ-2019 ПО ХИМИИ СТОИТ ПОТРЕНИРОВАТЬСЯ С РЕШЕНИЕМ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ

on .

Число высокобалльников среди участников ЕГЭ по химии растет. Выпускники успешно справляются с традиционными заданиями, но некоторые задачи экзаменационной работы вызывают существенные затруднения. Оптимальным вариантом подготовки к ЕГЭ по химии является системное изучение теоретического материала курса химии в сочетании с выполнением различных заданий, направленных на комплексную проверку знаний химических свойств веществ, считают специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

 

Одним из важных результатов ЕГЭ-2018 по химии является существенное (более чем на 11 тысяч человек) увеличение числа выпускников, выбравших этот экзамен. Это может быть обусловлено повышением интереса к предметам естественно-научного цикла вообще и химии в частности. Не менее значимым является и возрастание доли участников, получивших за экзаменационную работу высокие баллы, а также максимальный результат – 100 баллов.

 

Экзаменационная работа по химии 2018 года по своей структуре и содержанию была аналогична работе 2017 года, кроме включения одного нового задания с развернутым ответом.

 

Результаты выполнения отдельных заданий экзаменационной работы свидетельствуют, что наиболее успешно были выполнены традиционные задания, проверяющие умения характеризовать строение атомов химических элементов, определять степени окисления атомов и принадлежность веществ к классам и группам неорганических и органических веществ, составлять уравнения реакций ионного обмена. Некоторые из заданий успешно выполняются по причине чёткого алгоритма действий, который лежит в их основе. К ним относятся следующие элементы: скорость химических реакций, электролиз расплавов и растворов, окислительно-восстановительные реакции.

 

Существенные затруднения вызывают задания, направленные на проверку знаний о способах получения и областях применения веществ (задание 26), качественных реакциях на неорганические и органические вещества (задание 25), т.к. для их выполнения требуется владение практико-ориентированной составляющей содержания курса химии. Учитывая специфику данного материала, которая заключается в его распределении практически по всем темам курса химии, важным моментом при подготовке к экзамену становится его обобщение и систематизация. Для этого могут быть использованы таблицы, в которых по мере прохождения материала фиксируются необходимые сведения.

 

Наиболее сложной в работе на протяжении многих лет остаётся задача 34, сочетающая в себе несколько видов расчётов по формулам и уравнениям химических реакций. Как при выполнении данного, так и других заданий, все более значимым становится умение вычленять в условии задания нужную для решения информацию, анализировать её, выстраивать последовательность действий и фиксировать этапы решения. И речь идёт не только о заданиях с развёрнутым ответом, в которых запись решения является обязательной, но и о заданиях с кратким ответом, не требующих записи хода решения. Поэтому в процессе изучения химии важно формировать не только предметные, но и метапредметные умения и способы деятельности.

 

Оптимальным вариантом подготовки к ЕГЭ по химии является системное изучение теоретического материала курса химии, сопровождающееся отработкой навыков решения различных заданий, направленных на комплексную проверку знаний химических свойств веществ. Важным является также применение в учебном процессе заданий, выходящих за рамки моделей, используемых в экзаменационных вариантах ЕГЭ, например, включающих текстовые фрагменты с описанием химических экспериментов или большого количества данных.

 

Ежегодно ФИПИ проводит анализ результатов экзаменационной кампании по всем предметам и публикует методические рекомендации для учителей. Краткие обзоры этих рекомендаций, подготовленные руководителями федеральных комиссий по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ, помогут будущим выпускникам и их педагогам сориентироваться в том, какие задания и темы оказались наиболее сложными для участников ЕГЭ-2018, и на что стоит обратить внимание при подготовке к экзамену. Ранее свои рекомендации выпускникам дали разработчики КИМ ЕГЭ по обществознаниюисториибиологиирусскому языкуматематикеиностранным языкаминформатикелитературе и физике.