Новости Рособрнадзора

Печать

Руководитель Рособрнадзора в четвертый раз ответил на вопросы родителей школьников

on .

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов ответил на вопросы родителей школьников о едином государственном экзамене (ЕГЭ), итоговой аттестации в 9 классах, сочинении, всероссийских проверочных работах и итоговом собеседовании по русскому языку в ходе Всероссийской встречи с родителями, которая прошла в этом году в четвертый раз.

 

Свои вопросы главе Рособрнадзора родители присылали в течение нескольких недель на специальный почтовый ящик и в социальной сети ВКонтакте. Всего за время подготовки встречи поступило свыше 3 тысяч вопросов и обращений. Некоторые из родителей прислали свои вопросы, записав их на видео. Трансляцию встречи в прямом эфире смотрели более 32 тысяч человек.

 

Открывая встречу, Сергей Кравцов рассказал, что существенных изменений в ЕГЭ и основном государственном экзамене (ОГЭ), который сдают выпускники 9 классов, в начавшемся учебном году не произойдет. «До 1 сентября на сайте Федерального института педагогических измерений мы разместили демоверсии по всем предметам, можно с ними познакомиться и готовиться к экзаменам», - сказал он. Перечень обязательных предметов ЕГЭ в этом году не изменился, минимальные пороговые баллы также останутся на уровне прошлого года.

 

Не произойдет и изменений в ОГЭ, но допуском к государственной итоговой аттестации для девятиклассников станет успешное прохождение собеседования по русскому языку. Сергей Кравцов заверил, что проведенные апробации свидетельствуют о полной готовности к введению в штатный режим этой новой оценочной процедуры.

 

Всероссийские проверочные работы в этом учебном году будут обязательными для 4-х, 5-х и 6-х классов, а для 7-х, 8-х и 11-х классов школы будут проводить их по своему решению. Вводить ВПР в систему начальной школы пока нет необходимости, но данный вопрос открыт для обсуждения, сообщил глава Рособрнадзора.

 

Многих родителей интересовало, расширится ли перечень обязательных предметов для выпускников, сдающих ЕГЭ: добавятся ли к ним история, география, физика и другие предметы. Сергей Кравцов напомнил, что с 2022 года в число обязательных предметов ЕГЭ будет включен иностранный язык. Будет ли при этом экзамен разделен на базовый и профильный уровни, подобно ЕГЭ по математике, пока обсуждается. Что касается других предметов, то по ним таких решений нет. Не планируется и изменение числа обязательных предметов для участников ОГЭ.

 

«Все изменения в системе образования, в ЕГЭ и других оценочных процедурах нужно делать аккуратно и выверено», - заявил Сергей Кравцов. Любым серьезным изменениям в системе итоговой аттестации должно предшествовать не менее двух лет подготовительной работы, апробаций и общественно-профессионального обсуждения. Это касается и введения компьютерной модели ЕГЭ по информатике: в этом учебном году такого изменения не произойдет, пояснил руководитель Рособрнадзора.

 

Нововведением 2019 года станет включение китайского языка в число иностранных языков, по которым проводится ЕГЭ, рассказал Сергей Кравцов. При этом учитывать ли его результаты как вступительный экзамен будут решать сами вузы.

 

Был задан главе Рособрнадзора и вопрос о пробных ЕГЭ и ОГЭ, участие в которых является платным. «Государственная итоговая аттестация проводится для всех бесплатно», - заверил Сергей Кравцов. Что касается тренировочных мероприятий для школьников, то они организуются школами или регионами для ознакомления выпускников с процедурой экзамена, участие в них добровольное. Сергей Кравцов напомнил, что возможность познакомиться с процедурой ЕГЭ есть и у родителей: ежегодно Рособрнадзор проводит Всероссийскую акцию «Единый день сдачи ЕГЭ родителями».

 

Двое участников встречи высказали тревогу по поводу составления рейтингов школ по результатам ЕГЭ, что создает нездоровую обстановку в самих школах. Сергей Кравцов напомнил, что задача госэкзаменов – оценить индивидуальные достижения учащихся, а не школы. Большинство регионов от практики составления таких рейтингов уже отказались.

 

Сергей Кравцов назвал проблемные зоны, выявленные в ходе анализа результатов ЕГЭ, на которые стоит обратить внимание выпускникам и их родителям. Так сложности у участников ЕГЭ по истории вызвали задания на работу с исторической картой, а успешно выполнить задания ЕГЭ по физике многим выпускникам помешало недостаточное владение математическим аппаратом. «Эти трудности идут не из старшей школы», - отметил глава Рособрнадзора. Чтобы вовремя выявить пробелы в подготовке школьников проводятся всероссийские проверочные работы и важно, чтобы они проходили объективно.

 

Присутствовавший на встрече Салават Салимгареев, отец Руслана Салимгареева, набравшего на ЕГЭ-2018 максимальные 100 баллов по четырем предметам, поделился секретом успеха своего сына: «Надо больше заниматься своими детьми, не отмахиваться от них». 

 

Сергей Кравцов согласился, добавив, что в своих детей важно еще и верить, не внушать им сомнения в своих способностях. «Очень многое зависит от вас. Экзамен – это испытание. Конечно, это волнение и определенное напряжение. Но таких испытаний будет много в жизни. Когда ребенок уверен, спокоен, чувствует родительскую поддержку, у него все получится», - сказал руководитель Рособрнадзора, обращаясь к родителям.

 

Видеозапись встречи опубликована на канале Рособрнадзора в YouTube. Также ответы на поступившие вопросы будут размещены на официальном сайте ведомства.

 

Пресс-служба Рособрнадзора

Печать

ФИПИ ОПУБЛИКОВАЛ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СБОРНИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

on .

altФедеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал на своем сайте тренировочные сборники экзаменационных заданий для подготовки к государственному выпускному экзамену (ГВЭ-9 и ГВЭ-11) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов.

 

Сборники заданий охватывают 11 предметов: русский язык, математика, литература, английский язык, история, обществознание, география, биология, химия, физика и информатика. Также опубликованы тренировочные сборники для подготовки слепых обучающихся к государственной итоговой аттестации после 11 класса.

 

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды и дети-инвалиды имеют право добровольно выбрать, в какой форме они буду проходить государственную итоговую аттестацию – в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), единого государственного экзамена (ЕГЭ), либо государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

 

В отличие от ОГЭ и ЕГЭ, государственный выпускной экзамен проводится в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий и билетов.

 

Для участников с ОВЗ предусмотрены особые условия сдачи экзаменов, включая помощь ассистентов и использование специальных технических средств. Экзаменационные пункты для них организуются не только в школах, но и в больницах, и на дому.

 

Пресс-служба Рособрнадзора

Печать

ФИПИ опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год

on .

Федеральный институт педагогических измерений опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год.

 

Итоговое сочинение в выпускных классах введено с 2014/15 учебного года во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

 

Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

 

Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год:

 

1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

 

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

 

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

 

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

 

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

 

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

 

4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

 

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

 

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

 

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

 

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса. Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.

 

Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

 

В 2018/19 учебном году итоговое сочинение пройдет 5 декабря, 6 февраля и 8 мая.

 

Пресс-служба Рособрнадзора

Печать

Международные эксперты высоко оценили перспективы российского образования

on .

Какие факторы будут определять успешность образовательных систем через 10-15 лет, навыки, необходимые выпускникам школ будущего и их учителям, а также перспективы России занять и удержать лидирующие позиции в школьном образовании обсудили участники прошедшей в Москве IV Международной конференции «Образование в современном мире: вызовы, оценка, решения», организуемой при поддержке Рособрнадзора.
 
Открывая конференцию, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов напомнил о задаче, поставленной в указе президента России Владимира Путина, обеспечить вхождение нашей страны к 2024 году в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. 
 
По его мнению, для решения этой задачи есть все необходимые предпосылки: создана единая система оценки качества образования, ведется анализ и работа с результатами различных оценочных процедур, в том числе с объективными результатами ЕГЭ, Россия уже занимает первое место в мире по уровню читательской грамотности учеников начальной школы в исследовании PIRLS, а в исследовании PISA для 15-летних школьников превысила средний результат по странам ОЭСР и демонстрирует одну из лучших динамик в мире.
 
Ключевыми факторами, которые должны влиять на улучшение результатов России, по словам руководителя Рособрнадзора, являются стандарты, обеспечивающие единые требования к содержанию, результатам и условиям обучения, качественные и регулярно обновляемые учебные пособия, объективная оценка результатов учеников, компетенций учителей и директоров школ и работа с результатами этой оценки.
 
«Тогда, несмотря на все многообразие, которое есть в системе образования Российской Федерации, мы можем занимать первые места. Это сложнейшая задача, но она реализуема, и основа такого развития заложена», - заявил Сергей Кравцов.
 
В развитии компетенций выпускников 2030 года, по его мнению, наиболее актуальными будут базовая академическая подготовка, функциональная грамотность, умение работать в команде, самостоятельность в формулировании целей и их достижении. Также очень востребованным является развитие у школьников социально-эмоциональных компетенций, таких как адаптивность, внимание, эмпатия, смелость, корректность, настойчивость, честность и прочие.
 
«Если система образования России продолжит развиваться такими же темпами, с которыми она развивалась в последние годы, я считаю, что это реально достижимая цель – попасть в топ лидеров образовательных технологий. Россия уже многого добилась, но ей есть куда стремиться и прогрессировать в образовании», - прокомментировал руководитель Департамента образования и навыков ОЭСР Андреас Шляйхер.
 
Он отметил, что цифровизация всех сфер жизни современного общества накладывает значительный отпечаток и на развитие образования, меняя саму структуру знания, необходимую выпускнику: заучивание различной информации становится менее важным, чем умение ее искать и ориентироваться в различных данных. «Заучивание становится бесполезным, когда возрастает сложность задачи и требуется творческий подход к ее решению», - констатировал он.
 
Ключевым фактором успеха образовательных систем, по мнению Андреаса Шляйхера, является высокая квалификация школьных учителей. Они должны обладать профессиональными знаниями, предметными и методическими, автономностью (умением самим принимать решения, создавать свои собственные уроки) и способностью эффективно взаимодействовать со своими коллегами-педагогами.
 
Исполнительный директор Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (IEA) Дирк Хастед отметил, что Россия уже показала прекрасный результат в исследовании PIRLS по качеству образования в начальной школе. По его словам, факторами, определившими такой успех, стали, в частности, развитая система дошкольного образования и высокая вовлеченность родителей на этапе подготовки ребенка к школе.
 
Участники конференции также обсудили результаты международных исследований дошкольного образования и компетенций взрослого населения, опыт региональных образовательных систем. 
 
Подводя итоги конференции, Сергей Кравцов призвал более активно распространять эффективные образовательные практики и, анализируя опыт других стран, делиться и теми наработками, которые есть в системе образования Москвы и других регионов России. По его словам, площадками для обмена таким опытом могут стать Международный совет по качеству образования и V Международная конференция, которая пройдет в Москве в следующем году.
 
Пресс-служба Рособрнадзора
Печать

Глава PISA Андреас Шляйхер в рамках конференции Рособрнадзора презентовал свою книгу

on .

Презентация книги генерального секретаря Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреаса Шляйхера «Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? Книга об успешных реформах и высоких результатах» прошла в рамках IV Международной конференции Рособрнадзора. 

 

Мировая премьера на английском языке состоялась в мае 2018 года. 

 

Много лет Андреас Шляйхер плотно работал с ведущими реформаторами образования над разработкой и реализацией новых образовательных политик и методик преподавания. Издание обобщает опыт разных стран по модернизации образовательных систем, изученный автором за 20 лет. 

 

«Эта книга во многом основана на той искренности и открытости, с которыми министры образования и другие чиновники, руководители школ, учителя и исследователи делились со мной своими успехами и неудачами как коллеги, эксперты и друзья», – отметил организатор PISA. 

 

Гостями презентации экспертного издания стали представители Рособрнадзора, Правительства Москвы, образовательного сообщества регионов.  

 

«Сегодня мы презентуем книгу выдающегося специалиста, педагога, человека, который посвятил свою жизнь улучшению качества образования. Андреас Шляйхер был инициатором исследований PISA,TIMSS. Их результаты сегодня очень полезны для развития российской системы образования и актуальны в мире. Уверен, что книга будет востребована в России», - заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. 

 

В розничную продажу в России издание планируется выпустить в начале октября 2018 года. 

 

Читатели смогут получить ответы на многие актуальные вопросы: Какие характеристики отличают ведущие мировые системы образования, и в чем причины успеха реформ? Почему многие из существующих представлений о причинах высоких образовательных результатов на самом деле являются ложными? Как обеспечить равные образовательные возможности и доступ к качественному образованию для каждого учащегося? Как вовлечь учителей в разработку образовательных реформ и обеспечить успешную модернизацию образования? Как сформировать компетенции, которые будут необходимы выпускникам для жизни в постоянно изменяющемся мире и позволят быть конкурентоспособными на рынке труда? 

 

Справочно: 

Андреас Шляйхер – один из ведущих мировых экспертов в области развития образования и образовательной политики. Руководитель Департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Специальный советник Генерального секретаря ОЭСР по вопросам политики в области образования и образовательной политики. Куратор международных сопоставительных исследований ОЭСР в области качества образования, в том числе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. 

 

PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment). Проверяется математическая и естественнонаучная грамотность, грамотность чтения, решение проблем. Участвуют учащиеся 15-летнего возраста. Проводится один раз в три года. В 2018 году – более 70 стран-участниц.

 

Напомним, согласно майскому указу 2018 года президента Владимира Путина, Россия должна войти в топ-10 стран по качеству общего образования к 2024 году.

 

Пресс-служба Рособрнадзора

Печать

РУКОВОДИТЕЛЬ РОСОБРНАДЗОРА ОБЪЯВИЛ О СОЗДАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОВЕТА ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

on .

Международный совет по оценке качества образования, о создании которого объявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов в ходе Байкальского образовательного форума, займется обсуждением стратегических вопросов развития системы оценки компетенций обучающихся. 
 
«Мы приняли решение на Байкальском образовательном форуме создать Международный совет по оценке качества образования. Мы приглашаем к участию в работе этого совета наших экспертов, представителей органов государственного управления образованием, международных экспертов. Только совместными усилиями мы сможем выработать правильные решения», - сообщил Сергей Кравцов в ходе последнего дня работы форума. 
 
Директор Федерального института развития качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко отметил, что к настоящему времени уже многое сделано для развития комплекса оценочных процедур в российской системе образования, сформировано квалифицированное экспертное сообщество, в том числе имеющее опыт участия в международных сравнительных исследованиях качества образования. «Сейчас важный момент, когда нужно думать о прорывном развитии системы образования, нужно многое обсудить и принимать решения», - отметил он. 
 
По его словам, на площадке совета можно будет обсудить такие важные вопросы, как формирование культуры объективной оценки, выделение в учительском сообществе ядра наиболее квалифицированных педагогов, которые смогут стать локомотивом развития национальной системы учительского роста, возможности цифровизации образования. 
Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский отметил, что сейчас ключевым элементом системы оценки качества образования становится использование технологий Big data, которые позволяют накапливать и анализировать большой массив данных об учебной деятельности школьников и выстраивать для них индивидуальные образовательные траектории. 
 
Директор Департамента образования и навыков Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер заявил о важности того, чтобы найти баланс между надежностью и эффективностью оценочных инструментов. 
 
«Российский ЕГЭ - очень показательный пример того, как можно выстроить честную и открытую систему, которая предоставляет всем равные возможности. Сейчас все смотрят на опыт ЕГЭ: использование заданий с открытым ответом - это важное принципиальное решение. Это позволяет оценить, как учащийся мыслит, а не только то, что ему удалось заучить», - сказал Андреас Шляйхер. 
 
По его словам, важный вызов будущего с точки зрения оценки образовательных результатов – понять, как оценить компетенции, необходимые выпускнику ХХI века. Так, по его мнению, сейчас важнее не то, что школьник заучил, а как он может решать поставленные задачи, пользуясь любыми источниками информации. Он также отметил важность обратной связи между полученными в ходе оценки результатами, педагогами и самими обучающимися, чтобы эти результаты использовались для выстраивания дальнейшей образовательной траектории.
 
Пресс-служба Рособрнадзора
 
Печать

РОСОБРНАДЗОР ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В РАБОТЕ БАЙКАЛЬСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРУМА

on .

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки принимает участие в работе Байкальского международного образовательного форума «Качество образования: диалог с обществом», который проходит в период с 15 по 17 августа 2018 года в Улан-Удэ. 
Форум, который проводился в Республике Бурятия с 2009 по 2014 год, в этом году возобновил свою работу после трехлетнего перерыва. В рамках форума организована работа образовательных площадок для проведения мероприятий Рособрнадзора по перспективным направлениям в области оценки качества образования. 
 
Как сообщает пресс-служба Рособрнадзора, основные темы форума: «Преобразование институтов управления в системе образования» и «Развитие инфраструктуры образования: цифровизация, сценарии будущего». В программе предусмотрено обсуждение эффективных региональных моделей управления образовательными организациями, внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, качества образования, развития инфраструктуры, государственно-общественного управления. 
Участие в пленарном заседании форума примет руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Также участниками форума стали заместитель министра просвещения Татьяна Синюгина, уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Анна Кузнецова, директор Департамента по образованию и навыкам ОЭСР Андреас Шляйхер, представители региональных органов управления образованием из различных субъектов РФ, федеральные и региональные эксперты в сфере образования. 
 
В рамках форума Сергей Кравцов проведет круглый стол по вопросам стратегии развития системы оценки качества образования, примет участие в обсуждении мониторинга личностных результатов образования, встретится с руководством Республики Бурятия. 
 
Напомним, что от Курганской области в форуме принимает участие директор Департамента образования и науки региона Герман Хмелёв.
 
По информации пресс-службы Рособрнадзора
 
Печать

Специалисты Рособрнадзора и ФИПИ рассказали об эволюции и перспективах развития КИМ ЕГЭ

on .

Вышел в свет новый выпуск научно-методического журнала «Педагогические измерения» (№ 2 за 2018 год), в котором рассматривается эволюция и перспективы развития контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ, анализируются принципы построения и этапы развития экзаменационных моделей, направления дальнейшего совершенствования экзаменационных материалов.

Данный выпуск журнала, приуроченный к 15-летию создания Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), является обобщением опыта разработки экзаменационных моделей ЕГЭ по всем предметам. Авторы анализируют эволюцию КИМ ЕГЭ за всю историю экзамена, действующие модели и перспективы их трансформации, в том числе с учетом дальнейшей цифровизации ЕГЭ и перевода его в компьютерную форму: автоматическая генерация индивидуальных вариантов КИМ, компьютерная форма по информатике, компьютеризированный эксперимент по физике.

В статьях, включенных в новый номер журнала, отражены качественные изменения в оценке учебных достижений, которые произошли с введением ЕГЭ по сравнению с подходами, использовавшимися в рамках «традиционных» экзаменов. Анализируются научно-методические принципы, которые были положены в основу первых экзаменационных моделей; описываются основные этапы изменения структуры и содержания КИМ ЕГЭ, которые происходили в связи с изменением стандартов общего образования, ведением концепций изучения ряда предметов, обновлением форм заданий и технологии проведения экзамена.

Обсуждая действующие экзаменационные модели, авторы демонстрируют требования, которые предъявляют к выпускнику нынешние КИМ ЕГЭ: глубокое знание предмета, свободное оперирование знаниями в измененных и новых ситуациях, владение широким спектром интеллектуальных умений, необходимых современному образованному человеку. Развитие содержания КИМ авторы связывают с оценкой компетенций будущих выпускников с акцентом на информационную грамотность, креативность, умение выполнять проектные задания, решать поставленные проблемы.

Авторами статей, опубликованных в журнале, стали руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев, директор ФИПИ Оксана Решетникова и ведущие научные сотрудники института. Ознакомиться с новым выпуском «Педагогических измерений» можно на сайте ФИПИ.

Справочно:

Научно-методический журнал «Педагогические измерения» издается с 2016 года. В нем публикуются результаты научных исследований в области оценки качества образования, материалы, отражающие государственную политику в этой сфере образования, а также материалы из опыта работы педагогов-практиков по подготовке, проведению и анализу результатов оценочных процедур. Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий по педагогическим наукам. Ежеквартальная публикация журнала осуществляется в электронном формате с рассылкой в более чем 50 тысяч адресов системы образования в Российской Федерации и странах СНГ.

Пресс-служба Рособрнадзора

Печать

Рособрнадзор до 1 сентября продлит работу «горячей линии» по вопросам приема в вузы инвалидов и лиц с ОВЗ

on .

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки продлила работу «горячей линии» по вопросам приема в вузы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

По телефону «горячей линии» +7 (499) 455-16-80 абитуриенты и их родители могут обращаться к специалистам Рособрнадзора по вопросам, связанным с поступлением лиц с ограниченными возможностями здоровья на обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Ответы на наиболее популярные вопросы, связанные с приемной кампанией в вузы, абитуриенты также могут найти на сайте Рособрнадзора.

Печать

Число пользователей ресурса «Карта вузов» выросло на 40%

on .

Интерактивным ресурсом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Карта вузов» за семь месяцев 2018 года воспользовались на 40% посетителей больше, чем за аналогичный период прошлого года. 80% пользователей обратились к сервису Рособрнадзора впервые.

Портал «Карта вузов» был запущен Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в 2015 году. Он представляет собой универсальную площадку, где собрана важная информация о системе высшего образования России.

На ресурсе представлены самые достоверные и актуальные сведения о деятельности учреждений высшего образования и соблюдении ими требований российского законодательства. По каждому вузу и филиалу на портале размещена основная общая информация: наименование, форма собственности, ФИО руководителя, указаны наличие действующей лицензии, аккредитации, информация о запрете приема обучающихся, адрес официального сайта, контактные данные и другие сведения, важные для потребителей образовательных услуг.

Поиск по параметрам позволяет получить необходимую информацию об интересующем вузе, всех высших учебных заведениях любого региона, действует также система поиска по программам: бакалавриату, специалитету, магистратуре и послевузовскому образованию.

Информация на карте постоянно обновляется. Если у вуза закончилась госаккредитация, то на портале появляется соответствующая информация. Это же касается и всех других критериев.

Информацию о наличии у вузов лицензии и аккредитации можно получить и на других ресурсах Рособрнадзора. Кроме «Карты вузов» на официальном сайте ведомства действует Сводный реестр лицензий и Реестр аккредитованных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Пресс-служба Рособрнадзора

Печать

Заявления на участие в ЕГЭ в сентябрьские сроки принимаются с 6 по 20 августа

on .

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки напоминает о сроках подачи заявлений на участие в едином государственном экзамене в сентябрьские сроки. Прием заявлений осуществляется с 6 по 20 августа включительно. Заявления подаются в места регистрации, определяемые региональными органами управления образованием.

Согласно единому расписанию ЕГЭ, экзамены в сентябрьские сроки будут проведены по двум обязательным для выпускников предметам – математике базового уровня и русскому языку:

4 сентября – русский язык;

7 сентября – математика базового уровня;

15 сентября – русский язык и математика базового уровня.

Принять участие в ЕГЭ в сентябре имеют право обучающиеся, не прошедшие государственную итоговую аттестацию после 11 класса, либо получившие неудовлетворительный результат по одному или обоим обязательным предметам.

Выпускники прошлых лет и выпускники, получившие аттестат о среднем общем образовании в 2018 году, желающие улучшить полученные ранее удовлетворительные результаты, к участию в ЕГЭ в сентябрьские сроки не допускаются.

Печать

Рособрнадзор напоминает о сроках подачи заявлений на участие в ЕГЭ военнослужащими, поступающими в военные вузы

on .

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки напоминает об особом порядке подачи заявлений на участие в ЕГЭ военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и по контракту, которые поступают на обучение в военные образовательные организации высшего образования.

Для участия в ЕГЭ военнослужащие могут подать заявление с указанием учебного предмета или перечня учебных предметов, по которым они планируют сдавать экзамены в текущем году, не позднее, чем за две недели до начала проведения соответствующего экзамена, в места регистрации на сдачу ЕГЭ в субъекте Российской Федерации, где расположена военная образовательная организация высшего образования. Для поступления в гражданские вузы заявление на участие в ЕГЭ военнослужащие должны были подать до 1 февраля.

Заявления подаются лично на основании документа, удостоверяющего личность, или уполномоченным лицом на основании документа, удостоверяющего личность, и оформленной в установленном порядке доверенности. Выпускники прошлых лет при подаче заявления предъявляют оригиналы документов об образовании.

Выпускники прошлых лет, военнослужащие могут участвовать в ЕГЭ в резервные сроки основного периода экзаменов (с 22 июня по 2 июля). Участие выпускников прошлых лет, военнослужащих в основной период проведения ЕГЭ (с 28 мая по 20 июня 2018 года) допускается только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально) и соответствующего решения государственной экзаменационной комиссии.

Печать

22 МАЯ ГЛАВА РОСОБРНАДЗОРА В ХОДЕ «ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ» ОТВЕТИТ НА ВОПРОСЫ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГИА В 2018 ГОДУ

on .

alt«Горячая линия», посвященная проведению государственной итоговой аттестации (ГИА) в 2018 году, пройдет в Ситуационно-информационном центре Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 22 мая в 12:00 по московскому времени.

Заместитель министра образования и науки РФ – руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и специалисты Рособрнадзора ответят на вопросы выпускников, их родителей и педагогов, касающиеся:

· организации и проведения в 2018 году ЕГЭ и ГИА-9;

· содержания экзаменационных материалов;

· особенностей проведения государственной итоговой аттестации для выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья;

· процедуры апелляции и пересдачи ЕГЭ и ОГЭ.

В настоящее время уже принимаются вопросы:

· по электронной почте Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ;

· на странице «ЕГЭ и ГИА» в социальных сетях.

22 мая 2018 года с 12:00 до 13:00 мск вопросы будут приниматься по телефону «горячей линии» +7 495 984 89 19.

Пресс-служба Рособрнадзора

Печать

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по истории

on .

ЕГЭ по литературе является экзаменом по выбору, результаты которого необходимы для поступления в вузы на такие специальности, как «Филология», «Лингвистика», «Музыкально-театральное искусство», «Журналистика», «Телевидение», «Живопись», «Дизайн», «Музыковедение» и другие.

Минимальный балл по данному предмету, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 32 тестовых балла.

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей. На ее выполнение отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 содержит задания по анализу литературных произведений. Задания 1-9 относятся к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7), требующих написания слова, словосочетания или последовательности цифр, и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).

Задания 10-16 относятся к лирическому произведению: пять заданий с кратким ответом (10–14) и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15,16).

В части 2 необходимо выбрать один из четырех вопросов (17.1–17.4) и написать полноформатное развернутое высказывание на литературную тему – сочинение.

На ЕГЭ проверяются уровень владения теоретико-литературными понятиями, а также знание истории отечественной литературы (от «Слова о полку Игореве» до произведений современной литературы). Материал экзамена в основном базируется на программе 9–11 классов (курс на историко-литературной основе), некоторые произведения (например, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина) берутся из программ более ранних классов. Список произведений, которые могут встретиться в заданиях контрольных измерительных материалов, содержится в кодификаторе элементов содержания по литературе на сайте ФИПИ.

В ЕГЭ 2018 года были усовершенствованы критерии оценивания развёрнутых ответов. Уточнены требования к выполнению сопоставительных заданий 9 и 16: в инструкциях к ним нет требования давать обоснование выбора примера для сопоставления, что отражено в критериях их оценивания.

Введено четвёртое задание в часть 2 (темы сочинений варьируются с учётом жанрово-родового разнообразия литературного материала и литературной эпохи). Это расширит диапазон возможностей экзаменуемого в выборе литературного материала для написания сочинения.

При выполнении экзаменационной работы следует оптимально распределить свое время: ответы на задания с кратким ответом должны занять не более трети времени, отведенного на всю работу. Особое внимание следует уделить заданию 4 (установление соответствия), так как оно требует хорошего знания сюжета и образной системы произведения, а также заданию 13 (выбор изобразительно-выразительных средств из предложенного списка), успешность выполнения которого зависит не только от уровня владения литературоведческой терминологией, но и от способности оценивать художественные достоинства поэтического текста.

Выполняя задания с развернутым ответом, необходимо внимательно прочитать их формулировки, выделив в них главные, ключевые смыслы и стремясь дать прямой ответ на поставленный вопрос. Обращаясь к литературному контексту (задания 9, 16), следует найти убедительное основание для литературного сопоставления, избегая искусственных привязок для сравнения. Работая над сочинением, важно продумать его композицию и тот объем литературного материала, который необходим для полноценного раскрытия темы. Не следует забывать и о грамотном речевом оформлении своего текста.

Самой сложной и ответственной частью экзамена по литературе остается сочинение. Главным критерием его успешного выполнения является соответствие созданного на экзамене текста-рассуждения предложенной теме. Без глубокого осмысления темы невозможно ее полноценное раскрытие, в связи с чем необходимо прежде всего продумать общую стратегию работы: подобрать тезисы для вступительной и заключительной части, выстроить логику основного рассуждения, привлечь необходимый цитатный материал. Баллы за выполнение данной части экзаменационной работы могут быть «потеряны» из-за недостаточного владения литературоведческой терминологией (а она необходима при анализе текста), невнимания к тексту рассматриваемого произведения (отсутствие цитат, ссылок на эпизоды, характеристик персонажей и тому подобного), искажения авторской позиции, нарушения логики, фактических ошибок, речевых погрешностей.

Зачастую причиной ошибок, допущенных по невнимательности, является поверхностное прочтение инструкций к заданиям или уточнений и рекомендаций внутри самих заданий. В итоге требования к заданиям сопоставительного характера нередко выполняются лишь частично (к примеру, задание ориентирует на привлечение для сравнения произведений русских поэтов, но экзаменуемый, тем не менее, включает в анализ тексты прозаиков).

Формулировка задания с кратким ответом, связанная с определением стихотворного размера, включает рекомендацию: «без указания количества стоп». В результате некоторые ответы содержат именно это указание, а сам размер остается неназванным.

Задание 13 (множественный выбор из списка) ориентировано либо на весь текст стихотворения, либо на его часть (конкретная строфа). Это уточнение нередко игнорируется, и поиск художественных приемов производится в рамках полного текста, а не его части (реже наоборот).

Таким образом, речь идет о необходимом «погружении» в суть предложенных заданий и условия их выполнения. Данный навык успешно отрабатывается на этапе подготовки к экзамену.

Желаем успеха на экзамене!

Печать

Подготовиться к ЕГЭ помогут видеоролики Рособрнадзора

on .

altСерия видеороликов, подготовленная Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, поможет выпускникам и их родителям подготовиться к госэкзаменам как с практической, так и с психологической стороны.

Ролики рассказывают, как лучше говорить об экзаменах взрослому и ребенку, как выбрать предметы для сдачи и построить график подготовки, на что стоит обратить внимание до, во время и после экзамена.

«Рособрнадзор традиционно старается максимально разъяснить выпускникам и их родителям все аспекты проведения ЕГЭ и подготовки к экзаменам. В течение этого года мы уже выпустили серии видеороликов, в которых рассказывали о подготовке к ЕГЭ по разным предметам и о процедуре экзамена. Сейчас, когда осталось совсем немного времени до начала основного периода ЕГЭ, мы выпускаем видеоматериалы, которые подскажут и родителям, и выпускникам как настроиться перед экзаменами, преодолеть нервозность, успокоиться и успешно сдать ЕГЭ», - рассказал заместитель министра образования и науки РФ – руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

В этом учебном году Рособрнадзором также выпущены серия совместных с Общественным телевидением России программ «О ЕГЭ предметно», видеоконсультации специалистов ФИПИ, а также анимированные видеоролики о ЕГЭ-2018.

Печать

Рособрнадзор напоминает о сборе предложений по совершенствованию ЕГЭ

on .

altФедеральная служба по надзору в сфере образования и науки продолжает сбор предложений, как сделать процедуру ЕГЭ более комфортной. О том, чего им не хватало на экзаменах и что мешало, участники ЕГЭ могут написать по электронному адресу Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

На прошедшей 12 апреля пресс-конференции, посвященной подведению предварительных итогов досрочного периода ЕГЭ-2018, заместитель министра образования и науки – руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов объявил о начале сбора предложений от участников ЕГЭ по созданию более комфортных условий на едином госэкзамене.

«ЕГЭ сегодня представляет собой четко выстроенную и выверенную, как с точки зрения защиты, так и удобства для участников, систему оценки знаний, однако, мы готовы рассмотреть и проанализировать все возможные предложения по созданию более комфортных условий на итоговой аттестации», - сказал Сергей Кравцов.

Сбор предложений продолжится во время основного периода ЕГЭ-2018, который пройдет с 28 мая по 2 июля.

Печать

ЕГЭ-2018: Разработчики КИМ об экзамене по биологии

on .

altЕдиный государственный экзамен по биологии является предметом по выбору. Результаты ЕГЭ по биологии необходимы для поступления в вузы на такие направления подготовки, как «Медицина», «Биология и экология», «Физическая культура», «Психология и педагогика», «Агрономия», «Ветеринария» и отдельные специальности: «Дефектология», «Биоинженерия», «Биоинформатика», «Технологии производства сельскохозяйственной продукции», «Ландшафтная архитектура», «Психология» и другие.

Минимальный балл ЕГЭ по биологии, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 36 баллов. На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут). Дополнительные материалы и оборудование на ЕГЭ по биологии не используются.

Экзаменационная работа содержит 28 заданий и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности.

Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Здесь представлены задания с множественным выбором ответов с рисунком или без него; задания на установление соответствия с рисунком или без него; на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений; на решение биологических задач по цитологии и генетике; на дополнение недостающей информации в схеме и в таблице; на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Задания группируются по содержательным блокам, представленным в кодификаторе, что обеспечивает доступное восприятие информации.

Ответами к заданиям части 1 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание), записанные без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит семь заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.

Для выполнения экзаменационной работы участнику ЕГЭ нужно уметь работать со схемами, рисунками, графиками, таблицами и гистограммами, объяснять факты, обобщать и формулировать выводы, решать биологические задачи, работать с биологической информацией, с изображением биологических объектов. Контрольные измерительные материалы по биологии учитывают специфику предмета, его цели и задачи, а также исторически сложившуюся структуру биологического образования. Проверяются знания и умения выпускников, сформированные при изучении следующих разделов курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология».

В экзаменационной работе преобладают задания по общей биологии, в которых рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу относятся клеточная, хромосомная и эволюционная теории; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы. В контрольные измерительные материалы включены также задания, проверяющие прикладные знания из области биотехнологии, селекции организмов, охраны природы, здорового образа жизни человека.

Экзаменационная работа 2018 года в целом не отличается от 2017 по форме и числу заданий.

При выполнении заданий рекомендуем внимательно читать условие. Например, в задании 4, требуется определить перечень понятий «выпадающих» из общего списка, в задании 12 может быть инструкция "выберите три неверно обозначенные подписи к рисунку». Также следует обращать внимание на оформление ответа. Так в задании 1, требуется разборчиво написать недостающий термин; в задании 6 правильно записать число или последовательность цифр; в заданиях 19, 20 – правильную последовательность цифр.

К числу типичных ошибок участников ЕГЭ по биологии относится повторение терминов из формулировки задания в ответе на задание 1. В задании 3 часто вместо числа хромосом в половых клетках записывается число хромосом в соматических клетках и наоборот. При ответе на задание 6 вместо соотношения генотипов в ответе записывается количество особей или их процентное соотношение. В заданиях на установление последовательности участники ЕГЭ часто начинают не с наименьшего таксона, как это требуется в задании, а с наибольшего, и наоборот. Распространенной ошибкой является проставление запятых между цифрами в ответе, хотя в инструкции в КИМ четко указано, что цифры требуется записывать в бланке без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Наибольшие затруднения участников ЕГЭ прошлых лет возникали при выполнении заданий содержательных блоков «Клетка как биологическая система» и «Человек и его здоровье». По блоку «Клетка как биологическая система» затруднения часто возникают при выполнении заданий, проверявших знания характеристик фаз митоза и мейоза и процессов метаболизма клетки, а также умения определять число хромосом и ДНК в разных фазах митоза и мейоза, в половых и соматических клетках; устанавливать соответствие между характеристиками обмена веществ и конкретными процессами; определять по рисунку фазы деления, обосновывать и объяснять свой выбор. По блоку «Человек и его здоровье» особые затруднения вызывали задания, проверявшие знание нервно-гуморальной регуляции и особенностей протекания физиологических процессов в организме человека. Советуем обратить особое внимание на повторение этих содержательных блоков.

Желаем успеха на экзамене!