Печать

Военные учебные центры создадут в 93 вузах России

В российских вузах появятся военные учебные центры.
 
Распоряжение  Правительства России опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201903150017?index=0&rangeSize=1
 
«Создать военные учебные центры при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по перечню согласно приложению», — говорится в документе.
 
В приложении перечислены 93 вуза из разных регионов России.
 
Закон о замене военных кафедр в вузах на военные учебные центры вступил в силу 31 января. Президент России Владимир Путин подписал его в августе 2018 года.
 
Документ заменяет центры, кафедры, факультеты военной подготовки в вузах на военные учебные центры (ВУЦ).
 
Нововведение позволит студентам-очникам заключить с Минобороны договор на обучение в ВУЦ при своём вузе и пройти подготовку по программе для кадровых офицеров. Это смогут сделать все молодые люди в возрасте до 24 лет, годные к военной службе по состоянию здоровья и отвечающие требованиям законодательства о военной службе.

 

Печать

МИНИСТР НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИХАИЛ КОТЮКОВ: ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИЕМЕ В ВУЗЫ, ЗАРПЛАТАХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И «ПРИЗЫВЕ» МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

  • alt
     
 
Обозреватель «КП» Александр Милкус пригласил в гости в редакцию «Комсомолки» человека, который в правительстве отвечает за развитие вузов и академических институтов 
 
 
- Михаил Михайлович, вам 42. И вы уже год как министр науки и высшего образования…
 
- Года еще нет…
 
- Скоро будет. Тем более, что я не о датах. Вы уже в 35 были замминистра финансов. В 37 - руководителем Федерального агентства научных организаций… В чем секрет успешной карьеры?
 
- Мне очень повезло, что на разных этапах и учебы, и профессиональной деятельности рядом со мной были люди, которых я точно могу назвать наставниками. Кто-то был моим непосредственным руководителем, кто-то нет. Но у меня всегда были те, с кем можно было посоветоваться.
 
- И это весь секрет?!
 
- Нет. Вот, что я для себя понял. Никогда нельзя пасовать перед трудностями. Трудности – возможность сделать что-то новое, большее, возможность саморазвития. Чем больше трудностей – тем интереснее работать.
 
И никогда не нужно признаваться в том, что чего-то не знаешь… Вопросы могут быть нестандартным образом поставлены, нужно взять время и разобраться в них. И очень важно пытаться найти суть проблемы. Не с симптомами бороться, а проводить комплексную терапию. Хотя не всегда удается диагностировать причину с первого раза.
 
Как попасть в десятку лучших систем образования мира
 
- Через пять лет, согласно нацпроекту, наше образование должно войти в десятку лучших. Но вы же знаете ситуацию в вузах. Не кажется ли вам, что это амбициозные, но мало выполнимые планы?
 
- С формальной точки зрения нет четко установленных параметров этой «десятки». Нет таких рейтингов национальных систем образования в мире. Поэтому мы договорились в рамках подготовки национального проекта «Образование», что будем определять место России по количеству наших университетов в глобальных рейтингах вузов. По этому показателю мы планируем войти в число десяти наиболее представленных стран.
 
- По совокупности?
 
- Да. Сегодня у нас 15 университетов в мировых рейтингах. В принципе очень неплохая динамика, несколько лет назад таких университетов было всего 2.
 
- А сколько нужно?
 
- Сложно точно сказать. Если бы мы сегодня считали, то надо было бы еще буквально 3-5. Но мир развивается очень динамично, и количество университетов, которые представлены в рейтингах, каждый год прирастает.
 
Всего в мире около 20 тысяч университетов. Поэтому мы считаем, что даже оказаться в первой тысяче – это уже неплохо. Но мы, тем не менее, подняли планку и определили, что топ-500 вузов – это тот уровень, на который мы должны ориентироваться. Формально в нацпроекте мы зафиксировали, что таких университетов должно быть не менее 30.
 
- 30 – вполне выполнимая вещь, учитывая, что в программе 5-100** у нас 21 университет. Но вы много раз говорили о том, что ключевая задача сегодня – подтянуть периферийные вузы, чтобы давать в регионах образование мирового уровня. И тут, как я понимаю, нужны деньги гораздо большие, чем те, что вкладывают в передовые вузы…
 
- В проекте 5-100 далеко не только столичные университеты. Там Красноярск, Томск, Новосибирск, Тюмень, Екатеринбург, Казань, Южный Урал, Дальний Восток.
 
Проект 5-100 позволил сформировать новые практики управления университетами, организации исследований и образовательных программ. Они так или иначе сегодня стали ориентирами для других университетов. Поэтому в каком-то смысле проект уже сегодня масштабируется. Даже без дополнительных средств финансовой поддержки.
 
- То есть, денег у региональных вузов не прибавится…
 
- У нас даже в проекте 5-100 некоторые университеты получают в пределах 130 миллионов рублей в год. Это в объемах их бюджетов составляет менее 5%. Нет такого, что проект заливается деньгами и только поэтому там появились серьезные результаты.
 
Это ведь не столько вопрос дополнительных бюджетных средств, сколько вопрос изменения внутренней культуры, системы управления. И большая открытость.
 
Рейтинги - не самоцель. Рейтинг – скорее, независимая внешняя экспертная оценка тех успехов, которые мы считаем принципиально важными.
 
- Тогда в чем цель?
 
- Образование должно быть близко к развитию экономики. Чтобы человек с навыками, полученными в университете, мог быстро находить себе применение на рынке труда. Чтобы это была интересная, содержательная работа и она обеспечивала достойный уровень оплаты труда.
 
Второе. Трудно представить себе образовательные программы хорошего уровня, которые никак не взаимодействуют с исследовательскими проектами. И в этом смысле нам нужно серьезное внимание уделять развитию образовательных возможностей, основанных на исследованиях и учитывающих потребности экономики.
 
Ждем 220 тысяч иностранных студентов?
 
- Мало того, что в планах поднять региональные университеты до мирового уровня, так еще планируется привезти к нам учиться 220 тысяч иностранных студентов… Вдобавок к тем, которые уже есть.
 
- По оценкам экспертов, на сегодня доля абитуриентов в мире, которые готовы ехать в другие страны за образованием, составляет примерно 2%. И мы очень серьезно рассчитываем включиться в эту конкурентную борьбу. К 2024 году в России должно учиться не менее 425 тысяч иностранных студентов.
 
- На постоянной основе или считаются те, кто приедут на практику на несколько месяцев?
 
- Считаются те, кто будет проходить наши образовательные программы как положено. Нам нужно ведь не только предоставить возможность получить образование, но и логично сделать следующий шаг. Предоставить возможность реализовать свой интеллектуальный потенциал приехавшим ребятам здесь же в России.
 
Конечно, значительная часть будет в столицах, но у нас университеты не только в двух крупнейших городах. Программу сейчас очень активно обсуждаем с каждым университетом, с руководителем региона. Представляете, в город приедет дополнительно 10 тысяч иностранных студентов! Города должны поменяться, чтобы туда захотел приехать студент. Ведь он едет учиться за свои деньги. Город должен быть комфортным, безопасным, в нем должно быть чисто, он должен уделять внимание развитию образования, исследований, технологий.
 
- Из каких стран мы ждем студентов? Одно дело, когда приедут люди ментально близкие…
 
- Мы ждем из разных стран. Безусловно, это и соотечественники. Но они уже сегодня имеют возможность поступать на тех же условиях, что поступают и граждане Российской Федерации.
 
- Их же немного, даже не десятки тысяч.
 
- По-разному. Нам нужно, чтобы самые лучшие абитуриенты, выпускники лучших школ в мире серьезно рассматривали Россию, как страну, где можно получить качественное профессиональное образование и реализовать себя.
 
- Я думал, вы финансист и прагматик, а вы, оказывается, романтик…
 
- Работа такая… - тут же парирует Котюков.
 
- Да у нас даже соотечественники годами ждут документов, чтобы легализоваться. А вы про студентов, которые могли бы после учебы остаться жить и работать… ФМС как на такие планы реагирует?
 
- Это одна из задач, которую нам необходимо решить. Сделать предложение в рамках миграционного законодательства для тех студентов, кто выбрал Россию, для тех, кто демонстрирует успехи в освоении образовательной программы, кто хочет работать у нас. Думаю, мы с коллегами найдем общий язык, понимая, что мы решаем в целом общую задачу.
 
Квоты для целевиков
 
- Насколько я понимаю, в этом году меняется формат приема на целевое обучение?
 
- Да, с 1 января поменялись нормы законодательства об образовании и введен институт целевого обучения. Он может распространяться от первого курса вплоть до выпускных практически. И предполагает возможность для студента, который поступил на общих основаниях, заключение договора о целевом обучении с будущим потенциальным работодателем.
 
Этот договор является уже существенно более обязывающим, чем предыдущие договора целевого приема.
 
- Зачастую целевики поступали в обход конкурса, а потом кидали тех, кто их направил на учебу. Да и правильно – кому на работе нужны троечники? Это был способ обойти ЕГЭ.
 
- По целевым договорам в лучшем случае возвращалась к работодателям треть выпускников.
 
Сейчас в договорах целевого обучения ответственность будет прописана более серьезно. В случае, если выпускник по завершению образовательной программы не вышел к работодателю, который заключал с ним договор, он обязан возместить расходы университета на реализацию образовательной программы. И еще возместить расходы той организации, которая заключала с ним договор, если она оказывала дополнительную поддержку студенту, пока он обучался. И точно также, если работодатель отказался принимать выпускника на то место, которое было предписано договором, он в свою очередь компенсирует расходы университета на обучение этого студента.
 
- Подождите. В этой ситуации я вообще не понимаю, зачем студентам нужно целевое обучение. Если поступил я на общих основаниях, какой мне смысл до окончания учебы искать работодателя? Если я хорошо учился, я и так без дела не останусь.
 
- Это выбор и студента, и работодателя. Из чего мы исходим? Вопросы профессиональной ориентации для многих студентов важны. И возможность по завершению университета иметь гарантированное рабочее место, когда понятно, что за организация, какой уровень заработной платы обеспечивается – это неплохо.
 
Кроме того, мы ожидаем, что такие организации-работодатели выступят партнерами университетов. Они будут заинтересованы, чтобы образовательная программа учитывала те задачи, которые решает предприятие. Одна из составных частей национального проекта "Образование" – развитие практикоориентированных образовательных программ. Тогда студенту не нужно проходить адаптацию после того, как он закончил учебу – он может сразу приступить к работе.
 
- То есть, ребята, которые поступили в этом учебном году, на втором курсе могут тоже заключить договор на целевое обучение?
 
- Могут. И на третьем курсе - тоже.
 
- Я так понимаю, что можно обрадовать абитуриентов 2019 года: в контрольных цифрах приема – в списках, которые будут вывешивать вузы – 10% бюджетных мест не будут занимать неизвестно как набранные целевики?
 
- Будет целевое обучение. Мы сейчас обсуждаем с коллегами из других ведомств, из корпораций, размер квоты. Первые прикидки показывают: разная картинка по разным специальностям – от 2 до 60 процентов приема. Проводим обсуждения, чтобы сформировать для правительства предложения, какой же размер квоты необходимо установить.
 
- То есть, все равно, какое-то количество мест бюджетных будет зарезервировано под целевиков?
 
- Да. Эта квота предполагает, что на эти места смогут прийти абитуриенты с договорами целевого обучения.
 
- Еще какие-то принципиальные изменения в правилах приема в вузы в этом году будут?
 
- Нет. Контрольные цифры приема были определены год назад. Мы сейчас обсуждаем конкурс, ориентированный на 2020/2021-й учебный год. Там есть ряд развилок, которые мы будем преодолевать. Возможно, будем некие дополнительные приоритетные программы поддерживать…
 
Нужен ли диплом?
 
- Как вы относитесь к тому, что сейчас после второго-третьего курса ребята - особенно те, кто хорошо учится и кто уже нашел работу - уходят из вуза и доучиваются с помощью онлайн-программ? Не хотят они тратить время на предметы, которые, как они считают, им не нужны. Вот крупнейший сервис поиска вакансий графу «Образование» вообще отменил.
 
- Давайте не будем эту ситуацию понимать линейно. Все-таки эта графа была изъята не потому, что многие сегодня не хотят доучиваться, а потому, что многие, кто сегодня ищут работу через эти ресурсы, получали образование достаточно давно. И на сегодняшний день данные о том, что 20 лет назад в таком-то университете было получено образование, не являются достаточно информативным.
 
Что важно? Каждый человек сам принимает решение о том, как будет построена его образовательная и карьерная траектория. Наша задача – дать возможность, чтобы образование было непрерывным, чтобы можно было получать его на протяжении всей жизни, чтобы человек сам понимал каких компетенций ему недостаточно, чтобы быть конкурентным на рынке труда. Либо, чтобы повысить свои позиции в том проекте, в котором он участвует.
 
Необходимо разворачивать гибкие образовательные программы, программы дополнительного образования, которые могут быть очень широкого спектра: и по срокам реализации, и по набору компетенций, и по стоимости, и по всем остальным возможностям. И онлайн здесь вполне может быть. Но далеко не все программы могут быть представлены в онлайне.
 
- Вы согласны, что диплом сейчас не играет такую важную роль, как раньше - лет 10 или 5 назад?
 
- Вы, наверное, сгоряча такие сроки называете – 5-10 лет… Назовите – 30-40 лет назад…
 
- Вы сейчас серьезно говорите, что тот объем знаний, который дают в университетах, нужен студенту, востребован?
 
- Не обобщайте…
 
- Я не обобщаю. Сами работодатели говорят, что профессиональные стандарты пока доходят до университетов и превращаются в программы, принципиально устаревают. Мы учим вчерашнему дню.
 
- Конечно, сегодня уровень развития технологий очень высокий. И инерция в разработке и реализации образовательных программ крайне высока. Мы должны существенно быстрее реагировать корректировать образовательные программы, что называется на ходу. Поэтому университеты имеют достаточно высокую автономию и программы разрабатывают самостоятельно.
 
И форму подачи материала нужно менять. У поколения сегодняшних школьников мышление устроено несколько иным образом, чем у нас с вами. Я слышал доклад о том, что время концентрации внимания у ребят очень короткое. Если в эти первые минуты преподаватель захватил внимание, то дальше, скорее всего, он его удержит на протяжении всего занятия. Если не захватил, дальше нужны провокации, чтобы вернуть это внимание. Вытащить из телефона, вернуть в аудиторию. И это тоже большой вызов для системы профессионального образования.
 
- Сейчас принято ругать молодежь – как, впрочем, и раньше – мол такие-сякие, из интернета не вылезают…
 
- Хорошие ребята. И они ведь и нас заставляют меняться. А это далеко не всем взрослым нравится. Дома нам, родителям, приходится развиваться дополнительно. От школы они тоже требуют изменений, от университета…
 
35 тысяч ученых
 
- Тогда про науку, которая в конце концов должна бы привести к тому, чтобы в России создавали собственные смартфоны. И не только их… Вторая романтическая программа, которой занимается ваше министерство, – к 2024 году привести в науку 35 тысяч молодых исследователей. А откуда они появятся? Я с очень большим интересом следил за инициативой президента РАН о создании 100 школ для подготовки научных кадров. Но вопрос не в школах. Должны быть современные лаборатории, бодрые руководители и нормальные зарплаты, которые бы позволяли прокормить семью.
 
- 35 тысяч – это действительно очень много. С другой стороны, у нас сегодня в вузах обучается 4 миллиона 200 тысяч человек - студенты, магистранты, аспиранты. И если посмотреть возможности наших университетов, то цифра вполне рабочая.
 
Только на бюджет каждый год поступают 500 тысяч человек. И нам необходимо дать возможность профессиональной ориентации и участия в исследовательских практиках и ребятам, которые уже сегодня учатся в университетах. Важно, чтобы к моменту выпуска у ребят был не просто диплом, а еще и личные наработки в создании новых продуктов. И дальше этот исследователь может работать не только в государственном научном институте, но и в университете, и в индустриальной компании.
 
Мы развернули программу формирования новых лабораторий в университетах и в научных центрах. Таких лабораторий, по нашим оценкам, за шесть лет должно быть сформировано не менее 900. Они должны преимущественно состоять из молодых исследователей и возглавляться они будут молодыми же исследователями. Конечно, чуть постарше, чем студенческий возраст, но тем не менее.
 
И эта работа уже начата.
 
- А зарплаты?
 
- По 2018 году еще официальной статистики нет, но по предварительным данным Росстата мы видим 200% от средней зарплаты по экономике региона - профессорско-преподавательский состав, 200% - научные сотрудники, с учетом тех средств, которые есть и в рамках государственных заданий, и в рамках грантов российских научных фондов – их несколько разных есть – и в рамках тех внебюджетных проектов, которые реализуют наши организации.
 
- Мне несколько человек из вузов и академической среди жаловались, что 200% зарплаты по экономике региона добиваются очень легко. Переводят профессора со ставки на полставки или на четверть ставки, и отчитываются, что у нас ставка такая-то, а человек получает существенно меньше…
 
- Вопрос не про ставку, но еще и про нагрузку. Сколько человек, который на эту ставку претендует, должен сделать. Либо аудиторная нагрузка, либо исследовательские практики.
 
Когда я говорю про 200%, конечно, это имеет отношение не к физическим лицам, а к тем ставкам, которые утверждены в штатных расписаниях. Все, что связано и с формированием штатных расписаний, и с формированием фондов оплаты труда, и с распределением этих фондов, назначением разных стимулирующих доплат – передано на уровень организаций. Это решается в коллективах, люди между собой договариваются, что такое одна ставка, какая нагрузка ей соответствует, какие доплаты при этом есть в базе и какие есть стимулирующие доплаты, какие дополнительные усилия отмечаются в рамках фонда оплаты труда. Общий доход считается по штатному расписанию и соотносится со средними доходами по каждому субъекту Российской Федерации.
 
- Преподаватели из разных вузов говорили, что нагрузка в последнее время увеличилась до 900, если не больше часов в год. В то время как в ведущих испанских вузах, например, аудиторная нагрузка примерно 200 часов в год. У людей есть время и силы на исследования.
 
- Ведущие университеты, с которых мы начинали сегодняшний диалог, в каком-то смысле являются пионерами поиска оптимальных моделей. Там формируются лучшие практики. Есть такой расчетный показатель – условное соотношение количества студентов и ставок профессорско-преподавательского состава. В этих университетах эти показатели существенно более амбициозные, чем в среднем по университетам и чем в среднем было принято считать во все прошлые годы. Вопрос развития технологий, вопрос развития университетов – сколько нужно затратить времени одному человеку физически, чтобы реализовать ту или иную образовательную программу. Отсюда идет и расчет той самой нагрузки, о которой мы с вами говорим.
 
- То есть, снижать нагрузку не будут? Или министерство на это повлиять не может?
 
- Эти вопросы системно решаются на уровне университетов. Вмешательство министерства может сделать только хуже. Мы смотрим, к чему приводят решения, которые принимаются в ведущих вузах, рекомендуем другим университетам ознакомиться с этим опытом – не надо его слепо копировать, нужно его изучить и применить к тем условиям, в которых работает конкретная образовательная организация.
 
Аспирантура
 
- Тогда про аспирантуру. Как она будет меняться? Еще недавно аспирантура для мальчиков это было место, где можно три года продлить время до призыва в армию. Сейчас, как я понимаю, совсем другие требования.
 
- Аспирантов у нас сегодня чуть меньше 90 тысяч. Нам необходимо повысить качество подготовки исследователей. Общее количество аспирантов, думаю, сохранится, мы будем выдерживать пропорции между бакалавриатом, магистратурой, аспирантурой. Но доля тех, кто по окончании аспирантуры выходит на защиту, должна существенно увеличиться.
 
- Будут какие-то административные решения?
 
- Мы считаем, что хотя бы 40% аспирантов должны представить итоговую работу. Как планируется на это влиять? Мотивировать, что получение ученой степени позволяет перейти на следующую ступеньку в штатном расписании и в платежных ведомостях…
 
Поэтому, с одной стороны, требуется больше интеграции университетов, научных коллективов для подготовки команд для исследовательского сектора – это я про 35 тысяч исследователей. С другой стороны, мы планируем снизить бюрократическое давление на аспирантские программам. И третье. Национальный проект «Наука» предполагает дополнительные программы поддержки исследований, которые будут инициированы ребятами, обучающимися в аспирантуре. Для таких грантовых программ предоставление итоговой работы является обязательным условием.
 
И напоследок…
 
- Михаил Михайлович, вы сейчас говорили, что теперь нужно учиться всю жизнь. А когда вы сами в последний раз учились?
 
- Во-первый, каждый день на работе обязательно узнаешь что-то новое. Если говорить о профессиональных программах, мне удалось в позапрошлом и в прошлом годах пройти образовательную программу на базе нескольких наших университетов – была такая сетевая форма. Она позволила на многие вещи взглянуть совершенно по-другому.
 
- Это была программа управленческих кадров?
 
- Да.
 
Печать

ДОПОЛНЕН ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ

Альтернативная гражданская служба – это вид трудовой деятельности в интересах государства, которую можно пройти вместо военной службы.
Дополнен перечень профессий для прохождения альтернативной службы

Министерство труда дополнило и утвердило новый перечень профессий для прохождения альтернативной службы в 2019 году. Как сообщили в ведомстве, в список вошли 140 видов профессий, должностей и работ, на которых могут быть заняты граждане вместо военной службы. В этом году перечень пополнился такими профессиями, как машинист насосных установок, выбивальщик отливок, аккумуляторщик, сборщик-достройщик судовой, фрезеровщик, техник авиационный, слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов, электроник, юрисконсультоператор ЭВМ и другие.

Также в приказе перечислены организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы. В основном, это государственные учреждения здравоохранения, социального обслуживания, образования.

Отметим, что альтернативная гражданская служба (или как ее часто называют «альтернативная военная служба») — это вид трудовой деятельности в интересах государства, которую можно пройти вместо военной службы. Это возможно только в случае, если убеждениям или вероисповеданию молодого человека призывного возраста противоречит несение военной службы. Иными словами, если призывник не хочет держать в руках боевое оружие, способное причинять вред другим людям, то он может подать заявление в военный комиссариат с просьбой заменить военную службу на альтернативную гражданскую. Кроме того, на АГС имеют право люди, которые относятся к малочисленному коренному народу, живущему и ведущему традиционную деятельность или хозяйство.

Важно помнить, для реализации своего права на замену военной службы на альтернативную гражданскую, необходимо подать заявление в военкомат заранее — за 6 месяцев до призыва в армию.

Срок прохождения альтернативной службы отличается от военной: проходящие «службу» в государственных учреждениях должны отработать 21 месяц, а в организациях Вооруженных сил в качестве гражданского персонала — 18 месяцев.

Как сообщили в Министерстве труда, в 2019 году общая потребность в гражданах, проходящих АГС, составляет 3215 человек.

Напомним, 30 января 2019 года вступил в силу закон, предполагающий замену военных кафедр и учебных военных центров, существующих при вузах факультетов военного обучения, на военные учебные центры (ВУЦ). Подробнее о том, что такое ВУЦ, как в них будет проходить подготовка студентов, читайте в нашем материале.

По материалам РИА Новости

Печать

РОСОБРНАДЗОР РАССКАЖЕТ ВУЗАМ О ТРЕБОВАНИЯХ К ИХ ОФИЦИАЛЬНЫМ САЙТАМ



 
alt
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки проведет вебинар для высших учебных заведений и разъяснит требования законодательства по размещению информации на официальном сайте образовательной организации.
 
В 2018 году Рособрнадзор, в соответствии со своими полномочиями и приказом Минобрнауки России, провел мониторинг информации, размещаемой вузами на своих официальных сайтах. Участниками мониторинга стали 1519 вузов и филиалов.
 
Рособрнадзором были проанализированы официальные сайты 1391 вуза. У 128 образовательных организаций официальные сайты не функционировали, часть таких вузов была включена в план плановых проверок Рособрнадзора на 2019 год.Практически у всех вузов (97,99%) были выявлены нарушения, из них почти у 109 (8%) образовательных организаций нарушено более 26% показателей, утвержденных приказом Минобрнауки России.
 
Среди типичных нарушений – отсутствие на сайте копий локальных нормативных актов, информации о преподавательском составе и материально-техническом обеспечении, о результатах приема, перевода, восстановления и отчисления студентов, условиях обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и многое другое.
 
По результатам проведенного в 2018 году мониторинга в отношении 54 вузов, не изменивших или ухудшивших свои результаты по сравнению с 2017 годом, направлено предложение в Правительство РФ о проведении внеплановых документарных проверок. В 41 образовательную организацию, улучшившую свои результаты по сравнению с предыдущим годом, Рособрнадзор планирует направить предупреждения о недопустимости нарушения обязательных требований со сроком устранения – 60 дней.
 
Результаты мониторинга размещены на портале «Карта вузов» и в личных кабинетах вузов в информационной системе «Мониторинг», а также направлены в образовательные организации.
Печать

ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ РАЗРАБОТАЛИ ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ ЛЕКЦИЙ

На данный момент сервис начали тестировать в РАНХиГС. После пробного периода в приложении смогут зарегистрироваться любые вузы и школы.
Для школьников и студентов разработали приложение для конспектирования лекций

В Москве презентовали приложение для школьников и студентов — Everytale. Онлайн-приложение преобразовывает устную речь в текст прямо во время занятия. Материал хранится в облачном хранилище, что позволяет учащимся всегда найти и повторить пройденный материал. Благодаря новому сервису, студенты, которые по каким-то причинам не могли присутствовать на лекции, могут прочесть все, что рассказывал преподаватель. Кроме того, во время занятия учащиеся могут задать вопрос преподавателю в чате. Приложение может перевести текст с любого иностранного языка — это пригодится в случаях, когда лектор не владеет русским языком.

Приложение было разработано на территории ОЭЗ «Технополис «Москва» и на сегодняшний день не имеет аналогов в России. Как рассказал коммерческий директор компании-разработчика, часто студентам сложно «догнать» группу или класс, если они отсутствовали на уроках. Часто бывает и такое, когда преподаватель дает на лекциях дополнительные сведения, которых нет в учебниках. Мобильное приложение поможет ученикам узнать все то, о чем говорили на занятии: на экране смартфона есть полный конспект. Теперь конспекты уроков будут храниться не только в тетрадках, но и в электронном формате.

На данный момент приложение начали тестировать в РАНХиГС. После пробного периода, который продлится до мая 2019 года, в приложении смогут зарегистрироваться любые вузы и школы.

Ранее стало известно, что в российских школах начнут активно применять технологии виртуальной и дополненной реальности, которые станут частью школьной программы уже к 2025 году. Планируется, что к этому времени большинство российских школ перейдет на новый формат обучения. Особенно полезны будут современные технологии для проектирования 3D-моделей объектов, проведения экспериментов. Даже если в школе нет необходимого лабораторного оборудования, опыт можно будет провести виртуально.

 «Поступи Онлайн»

По материалам официального сайта Мэра Москвы

Печать

ОБУЧАЮЩИМСЯ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСАХ ПРЕДОСТАВЯТ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ОТСРОЧКУ ОТ АРМИИ

В новом законопроекте закрепят право проходить непрерывное обучение.
Обучающимся на подготовительных курсах предоставят дополнительную отсрочку от армии

Абитуриентам, которые проходят обучение на подготовительных курсах российских вузов, предоставят дополнительную отсрочку от службы в армии. Заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин сообщил, что соответствующие поправки были внесены в законопроект.

Новый законопроект, который проходит второе чтение в Госдуме, был инициирован и разработан вице-спикером палаты Ириной Яровой после того, как в законе были обнаружены «пробелы». Напомним, в апреле 2018 года Конституционный суд признал несправедливость ситуации, когда окончившие школу абитуриенты могут быть разного возраста – достигшие совершеннолетия или нет. Те, кому исполнилось 18 лет во время обучения в школе, автоматически получают первую отсрочку. Вторую отсрочку они могут использовать при поступлении в вузы по программам бакалавриата в год окончания школы. А вот при переходе на третью ступень – магистратуру – уже не могут ей воспользоваться и вынуждены идти служить в армию. Наоборот, те, кто достиг совершеннолетия после окончания школы, могут учиться и в бакалавриате, и в магистратуре, используя две отсрочки подряд.

Согласно новому законопроекту, студенты смогут проходить непрерывное обучение вне зависимости от даты достижения ими призывного возраста.  

Кроме того, отсрочка будет доступна тем гражданам, которые достигли призывного возраста в период обучения в школе и захотят получить среднее специальное образование. Напомним, что сегодня в соответствии с 24-й статьей федерального закона о военной службе молодые люди не могут воспользоваться второй отсрочкой от призыва, если поступают в учреждения среднего профессионального образования на базе 11 классов, поступают в вузы после колледжа или в магистратуру после академического отпуска. На вторую отсрочку имеют право те граждане, которые поступили в высшие учебные заведения после 11 класса, в магистратуру в год окончания бакалавриата, а также те, кто поступил магистратуре и при этом не пользовался отсрочкой в школе.

По материалам «Парламентской газеты»

Печать

Зачет в "цифре"

 
В этом году россиянам начнут выдавать сертификаты на обучение цифровым навыкам. На первом этапе их получат пять тысяч человек.
 Фото: iStock Фото: iStock
Фото: iStock

Это, конечно, капля в море, но надо с чего-то начинать. Пока в стране будут жить "аналоговые" граждане, вряд ли в ней появится полноценная цифровая экономика, говорят эксперты. Как показал опрос Аналитического центра НАФИ и АНО "Цифровая экономика", в улучшении своих навыков в сфере информационных технологий заинтересована в основном молодежь.

 

Персональные цифровые сертификаты - это стимулирующие выплаты, которые государство будет выделять на освоение гражданами базового программирования, основ работы с данными или коммуникации в современных цифровых средах. У россиян появится возможность формировать индивидуальные траектории развития на основе персональных профилей. С помощью сертификата можно будет пройти программу обучения в онлайн-режиме или очно, обратившись в организацию, предоставляющую образовательные услуги, которые отвечают потребностям экономики нового типа.

 

Как рассказали "РГ" в АНО "Цифровая экономика", для получения сертификата нужно будет направить электронную заявку специализированному оператору и при желании пройти тестирование для формирования персонального профиля компетенций. Сделать это в 2019 году смогут жители регионов, выигравших заявку на апробацию системы, а впоследствии и все остальные.

 

"Сертификаты будут адресованы в первую очередь взрослым, заинтересованным в развитии своих цифровых компетенций, - рассказал Андрей Сельский, директор по направлению "Кадры и образование" АНО "Цифровая экономика". - Использовать их можно будет на дополнительное профобразование, соответствующее критериям, которые сейчас прорабатываются. Планируется, что концу 2024 года обучение с использованием цифровых сертификатов пройдут миллион граждан".

 

Программы обучения с помощью цифровых сертификатов будут востребованы россиянами, уверены эксперты. Каждый второй житель страны хочет улучшать свои знания в сфере IT, показал опрос. Чаще обучение хотят проходить те, кто оценил свои знания как "средние" или "хорошие", то есть речь идет не об обучении цифровым компетенциям с нуля, а о развитии уже имеющихся навыков. Более половины граждан (57 процентов) отметили, что если бы они были знакомы с IT-технологиями на более высоком уровне, то смогли бы найти лучший вариант трудоустройства.

 
Каждый второй гражданин России хочет улучшать свои знания в сфере информационных технологий

 

Сегодня уровень цифровой грамотности россиян - 52 пункта из 100. На фоне большинства стран с формирующейся цифровой экономикой не очень высокий показатель, констатирует Тимур Аймалетдинов, заместитель гендиректора НАФИ. Между тем цифровизация экономики - это результат цифровизации общества, развития нового типа мышления. В этом контексте цифровая грамотность - основа основ, примерно как в ситуации с общей грамотностью 100 лет назад, когда был принят Декрет о ликвидации безграмотности. При этом и тогда, и сейчас желания учиться часть населения почти не испытывает. Государство вынуждено думать, как эту мотивацию развивать, иначе треть граждан останутся за бортом социальных изменений и вне экономики. "Субсидирование обучения IT-технологиям через цифровые сертификаты - одна из возможных действенных мер, - полагает Аймалетдинов. - Но она станет привлекательной в основном для людей с более высоким уровнем образования и квалификацией, для учащейся молодежи. Средства мотивации к повышению цифровой грамотности рабочего и технического персонала, жителей села, старшего поколения - еще предстоит разработать".

Печать

ЗАМГЛАВЫ МЭР: ВЕНЧУРНЫЙ ФОНД ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИНАНСИРУЕТ 3-5 СТАРТАПОВ В 2019 ГОДУ

Объем фонда составит более 6,9 млрд рублей, за шесть лет планируется профинансировать около 200 проектов, связанных с образованием, рассказал ТАСС замминистра Илья Торосов
 

МОСКВА, 1 марта. /ТАСС/. Венчурный фонд для стартапов в образовании, создающийся в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики", профинансирует 3-5 проектов уже в этом году. Об этом в интервью ТАСС сообщил заместитель министра экономического развития Илья Торосов.

 

"Фонд будет запущен в ближайший квартал. С управляющей компанией, я думаю, мы определимся в течение лета. До конца года, наверное, 3-5 проектов он уже профинансирует. Всего проектов планируется около 200", - сказал он.

 

Объем фонда составит 6,9 млрд руб., за шесть лет планируется профинансировать 200 проектов. "Фонд возвратный, инвестиции возвратные, с доходностью мы сейчас определяемся. Мы будем поддерживать российские компании, которые будут проводить экспансию российского образования за рубеж. Мы будем поддерживать в принципе любые начинания, связанные с образованием - и IT-технологии, и обучение русскому языку, и так далее. Мы хотим создать нишу стартапов в образовании, хотим вырастить единорогов в этой сфере. На один проект мы планируем выделять не более 690 млн рублей (то есть, больше $10 млн). В принципе, этого достаточно", - отметил Торосов.

 

Фонд создается на базе Российской венчурной компании, однако управление будет осуществлять управляющая компания, которую предстоит определить в ближайшее время, добавил замминистра. "Мы хотим, чтобы люди, которых мы обучили в рамках других мероприятий по образованию, не уезжали за границу. Соответственно, нужно предоставить им стартапы, их поддерживать, чтобы они здесь сами генерили бизнес и оставались, чтобы они свои умения и знания, которым мы их обучим по другим программам, могли здесь реализовать", - подчеркнул он.

Печать

МИНИМАЛЬНЫЙ И ПРОХОДНОЙ БАЛЛ: ЧТО ЭТО?

Термины, без которых невозможно оценить свои шансы на поступление.
Минимальный и проходной балл: что это?

Чтобы правильно выбрать вуз, нужно знать, чего стоят ваши баллы на выпускных экзаменах. Но оценить их не получится, если вы не знаете, что такое минимальный балл ЕГЭ, проходной балл и средний проходной балл в вуз. «Поступи Онлайн» подробно разобрал эти термины, чтобы вам было легче принять решение о выборе вуза и профессии.

Минимальный балл ЕГЭ

Минимальный балл ЕГЭ — это пороговый минимум баллов, который необходимо набрать, чтобы экзамен считался сданным. Порог для каждого предмета ЕГЭ каждый год устанавливает Министерство просвещения РФ, однако с 2016 года он не менялся. По словам главы Рособрнадзора, в 2019 министерский минимальный балл также останется прежним.

Таким образом, в 2019 году для получения школьного аттестата достаточно будет следующих результатов: 
— русский язык — 24 балла; 
— математика — 27 баллов.

Чтобы иметь возможность подать документы в вуз, нужно преодолеть следующий пороговый минимум: 
— русский язык — 36 баллов; 
— математика (профиль) — 27 баллов; 
— информатика и ИКТ — 40 баллов; 
— биология — 36 баллов; 
— история — 32 балла; 
— химия — 36 баллов; 
— иностранный язык — 22 балла; 
— физика — 36 баллов; 
— обществознание — 42 балла; 
— литература — 32 балла; 
— география — 37 баллов.

Однако не стоит довольствоваться пороговым значением, установленным министерством. По закону, каждый вуз имеет право устанавливать свой внутренний минимальный балл ЕГЭ, по которому он готов принимать документы у абитуриентов. Нередко минимум, определенный университетом, оказывается намного выше значения, установленного государством. Причем для разных специальностей в одном и том же вузе порог по одному и тому же предмету может быть разным.

Так, для поступления в 2019 году в СПбГУ на специальность «Социология» необходимо набрать по 60 баллов по русскому языку, обществознанию и иностранному языку. А вот на специальность «Конфликтология»по русскому языку и обществознанию требуется уже 65 баллов. И если абитуриент набрал меньше этого значения, документы в вуз он подать не сможет. Это касается не только бюджета, но и на платного отделения.

Проходной балл

Проходной балл — это сумма баллов, с которой во время приемной кампании предыдущего года на конкретную специальность в конкретном вузе был зачислен абитуриент, набравший самое маленькое количество баллов. Иными словами, это сумма баллов самого «слабого» выпускника, поступившего в вуз перед вами.

Проходной балл подсчитывается в каждом вузе, для каждой специальности и программы обучения отдельно — не только для бюджетного, но и для коммерческого отделения. Ведь в топовых университетах высокий конкурс бывает и на платном отделении. Также проходной балл может быть разным на первом и на втором этапе конкурса, в общем конкурсе, в конкурсе целевого приема и для людей, которые поступают без экзаменов.

Пример: На специальности «Экономика» в вузе N в 2018 году было выделено три бюджетных места. Зачислили троих человек: 
Петров Е. — 276 баллов,
Басков К. — 274 баллов,
Ветров В. — 272 баллов. 
Исходя из результатов зачисления, проходной балл в вуз N на специальность «Экономика» на бюджет в 2018 году был равен 272 балла. Столько, сколько набрал самый слабый из поступавших.

Значение проходного балла не является постоянным, оно меняется каждый год в зависимости от результатов ЕГЭ поступающих в вуз абитуриентов. Однако, согласно статистике, ежегодно он варьируется в пределах 10-15 баллов. Именно поэтому при поступлении можно и нужно ориентироваться на проходные баллы предыдущего года и подавать документы не только в вузы, где балл был ниже, но и туда, где он был немного выше.

Средний проходной балл

Еще одно понятие, с которым вы наверняка столкнетесь при поступлении — средний проходной балл. Это проходной балл, разделенный на количество экзаменов, необходимых для поступления.

Например, проходной балл на специальность «Экономика» в вузе N равен 272. Для поступления туда необходимы результаты ЕГЭ по русскому, обществознанию и профильной математике. Следовательно, средний проходной балл будет равен 272 / 3, то есть 90,66 баллам.

Собираясь поступать в тот или иной университет, непременно посмотрите, какие минимальные баллы он установил в текущем году (если он не пользуется минимальными баллами министерства). Эта информация в обязательном порядке размещается на сайте каждого учебного заведения, в разделе для поступающих. Также ее можно быстро найти на портале «Поступи Онлайн» в разделе программ обучения. Если вы уже определились с вузом, можете найти его в поиске, и посмотреть, какой порог баллов требуется на каждое направление обучения и профиль. 

На сайтах вузов не всегда удается быстро найти информацию о проходных баллах и их средних значениях. Однако их так же можно посмотреть на странице каждой программы обучения на сайте «Поступи Онлайн».

Еще один инструмент, который облегчит вам жизнь — это «Калькулятор баллов ЕГЭ». С его помощью вы можете быстро оценить свои шансы на поступление. Достаточно ввести полученные или предполагаемые результаты экзаменов, указать город поступления, вуз или направление обучения, которое вас интересует. Вы получите список подходящих программ и сможете его изучить.

Опираясь на средние проходные баллы прошлого года, «Калькулятор ЕГЭ» подбирает для вас те программы, на которые есть вероятность пройти по конкурсу. Однако стоит иметь в виду, что этот инструмент, как и другие, не гарантирует поступление на сто процентов, а лишь показывает, какие у вас есть возможности и куда стоит попробовать подать документы.

Автор: Полина Лихачева, консультант по карьере «Поступи Онлайн»