Печать

Горячая линия по вопросам оплаты труда педагогических работников

Телефоны «горячей линии» по вопросам оплаты труда работников сферы образования : 41-34-61, 46-14-38 с 9-00 до 18-00 понедельник-пятница

Вы можете также направить свое обращение через форму обращений граждан

Типовые вопросы педагогических работников по оплате труда и ответы на них

Обращаем Ваше внимание, что по вопросам оплаты труда работников:

 Разъяснения по предоставлению педагогическим работникам, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков (ежегодных основных оплачиваемых отпусков) и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, учету рабочего времени и оплате труда
Вложения:
Скачать файл (Вх. письмо от Минпросвещения России №ВХ.08-03017_20 от 25.05.2020 _Разъяснения_()Разъяснения[ ]1134 Kb
Нравится

Сообщения   

 
# Ответы на вопросы, наиболее часто задаваемые педагогическими работниками в обращенияхСтруихин А.В. 30.06.2020 16:33
1. По включению в фонд заработной платы педагогических работников при составлении отчетности об оплате труда по форме ЗП-образование компенсационных выплат, предоставляемых этим работникам по оплате коммунальных услуг

Пунктом 36 раздела IX Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудо вых отношений от 25 декабря 2018 г., протокол N 12) установлено не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2018 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
При этом сравнению подлежат показатели по размеру средней заработной платы согласно официальной статистической информации о средней заработной плате указанных категорий работников, полученной за I квартал, первое полугодие, 9 месяцев и год (начиная с отчета за I квартал 2013 г.).
Для оценки исполнения целевых показателей по средней заработной плате педагогических работников Федеральной службой государственной статистики введена форма № ЗП-Образование «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала» (приказ Федеральной службы государственной статистики от 27 декабря 2018 года № 781 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для проведения федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки»). Эта форма ежеквартально сдается в органы государственной статистики по каждому образовательном у учреждению.
Согласно указаниям по заполнению этой формы фонд начисленной заработной платы включает все суммы выплат независимо от источников финансирования, статей смет и предоставленных налоговых льгот, включая оплату труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; единовременные поощрения (гранты) работников за счет средств бюджетов; оплату стоимости бесплатно (полностью или частично) предоставленных работникам в соответствии с законодательств ом Российской Федерации жилых помещений и коммунальных услуг или суммы соответствующег о денежного возмещения компенсации; суммы, уплаченные организацией в порядке возмещения расходов работников (не предусмотренные законодательств ом Российской Федерации) по оплате жилого помещения (квартирной платы, места в общежитии, найма) и коммунальных услуг (п. 14 Указаний).
Компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений в соответствии со ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
При расчете показателя средней заработной платы учитывается вся номинально начисленная заработная плата, в том числе начисленная работнику за выполнение дополнительно возложенных функций, совместительств о и оплату по гражданско-прав овым договорам, а не размер ставки педагогического работника.
Вместе с тем в данном случае необходимо разграничивать понятия «заработная плата», начисляемая работникам за выполнение трудовых обязанностей, и целевой показатель «заработная плата», используемый в качестве статистического инструментария для оценки выполнения реализации Указа Президента России. В первом случае речь идет о заработной плате, начисление которой осуществляется на основании Положений об оплате труда, действующих в образовательном учреждении, а во втором случае - о статистическом показателе, который включает в себя все выплаты, в том числе полученные по договорам гражданско-прав ового характера в форме грантов, призов и выплат компенсаций по оплате коммунальных услуг.
Таким образом, при расчете средней заработной платы учитываются все суммы начисленной заработной платы педагогическим работникам и суммы начисленной компенсации по коммунальным услугам.
Показатель средней заработной платы исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-прав ового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-прав ового характера) и на количество месяцев в периоде.
Исходя из вышеизложенного , включение выплат, осуществляемых педагогическим работникам по компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, в состав фонда оплаты труда при заполнении формы статистического наблюдения ЗП-образование обоснованно.

2. Оплата труда в образовательной организации

Фонд оплаты труда образовательног о учреждения формируется на основании нормативного правового акта, принятого в муниципальном образовании.
Начисление заработной платы всем педагогическим работникам образовательных учреждений осуществляется в соответствии с трудовым договором, тарификационным и списками, табелем учета рабочего времени, приказами руководителя учреждения и действующей системой оплаты труда.
Таким образом, до каждого образовательног о учреждения в начале календарного года доводится фонд оплаты труда на год. Ежемесячно проходит начисление заработной платы работникам учреждения в соответствии с тарификационным и списками, табелем учета рабочего времени, приказами руководителя учреждения.
Если кто-то из работников замещал кого-то, был в учебном отпуске, находился на больничном листе и т.п., то оплата труда за это время тоже производится из общего фонда оплаты труда школы.
Если из месячного фонда оплаты труда учреждения вычесть все вышеназванные начисления, а также все иные выплаты согласно действующему законодательств у, то останется сумма на стимулирующие выплаты, которую до учреждения доводит районный отдел образования и которая распределяются согласно принятому в учреждении положению об оплате труда работников. При этом, сумма каждый месяц может быть разной.
Например, месячный фонд оплаты труда школы составляет 700 тыс. руб. Бухгалтер произвела начисления заработной платы за месяц согласно тарификационным спискам, табелю учета рабочего времени, справкам, приказам руководителя, больничным листам и т.п. на сумму 660 тыс. руб. Соответственно, сумма стимулирующих выплат в этом месяце для школы составит 40 тыс. руб.
Чем больше в учреждении базовая часть, в том числе и постоянные доплаты, тем меньше доля средств, остающихся на стимулирование работников.
Таким образом, фонд стимулирования не может быть убран, отозван, отобран или возвращен.
Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда осуществляется органом самоуправления общеобразовательног о учреждения по представлению руководителя учреждения, согласованного с соответствующим профсоюзным органом. Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются в локальных правовых актах общеобразовательног о учреждения и (или) в коллективных договорах, принятых в соответствии с действующим законодательств ом.
Выбор критериев оценки качества работы, используемых при установлении размеров выплат стимулирующего характера, а также условий их назначения, является компетенцией образовательног о учреждения. Здесь может быть использована как балльная оценка, так и иная форма. Обязательным остается только условие оценки именно качества и сложности выполняемой работы.
Выплаты стимулирующего характера назначаются всем работникам, в том числе и работающим менее, чем на одну ставку, при выполнении условий, установленных в соответствующем акте учреждения.
Разработка показателей и критериев эффективности работы осуществляется с учетом следующих принципов:
а) объективность - размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, а также за достижение коллективных результатов труда;
б) предсказуемость - работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда, а также за достижение коллективных результатов труда;
в) адекватность - вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда;
г) своевременность - вознаграждение должно следовать за достижением результатов;
д) прозрачность - правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.
При разработке показателей и критериев эффективности работы рекомендуется учитывать методические рекомендации по разработке органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственны х муниципальных учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, предусмотренные в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02, а также необходимость достижения установленных в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значений целевых показателей.
Так, основаниями для установления выплат стимулирующего характера работникам образовательных учреждений могут являться:
- виды поощрения (премии, надбавки за основные результаты работы), увязывающие систему оплаты труда с уровнем выполнения трудовых обязанностей и определенных показателей работы;
- виды поощрения (персональные надбавки), увязывающие систему оплаты труда с личными деловыми качествами работника, уровнем его профессионально го мастерства, его индивидуальными качествами, отношением к работе;
- виды поощрения (единовременные премии, надбавки на время выполнения определенной работы), увязывающие систему оплаты труда с какими-либо достижениями, не носящими систематическог о характера, с выполнением важных и ответственных работ или с общими коллективными результатами работы в течение определенного календарного периода.
Например:
• за досрочное и качественное выполнение работ и высокие достижения в учебной и (или) воспитательной работе;
• за успешное выполнение плановых показателей уставной деятельности образовательног о учреждения;
• за высокие достижения в труде по завершении учебного года, календарного года;
• за качественное выполнение работы по обеспечению учебного (образовательног о) процесса или уставной деятельности учреждения;
• за особые заслуги работника перед учреждением;
• за внедрение новых методов и разработок в образовательный процесс, использование современных информационных технологий, технических средств обучения, инновационных и (или) авторских образовательных программ;
• за работу в условиях эксперимента в рамках выполнения федеральных, региональных и иных утвержденных программ;
• за достижение обучающимися, студентами высоких показателей в обучении по итогам их аттестации;
• за обеспечение стабильности и повышения качества обучения;
• за подготовку призеров олимпиад, конкурсов;
• за использование здоровьесберега ющих технологий;
• «за активное участие в методической работе (конференциях, семинарах, методических и научно-методиче ских объединениях);
• за организацию и проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж образовательног о учреждения;
• за высокий уровень исполнительской дисциплины;
• за подготовку учебных и научно-методиче ских пособий, рекомендаций, книг и учебников;


Таким образом, заработная плата конкретного работника должна зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы. При этом при оценке качества должны учитываться такие показатели работы, которые отражают эффективность деятельности всего учреждения.
Кроме того, в настоящее время с каждым педагогическим работником заключен или заключается «эффективный контракт», в котором должны быть отражены условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.
В соответствии с нормативными правовыми документами осенью 2018 года было произведено увеличение базовых должностных окладов и тарифных ставок педагогическим работникам в целях увеличения условно-постоян ной части заработной платы и повышение роли стимулирующих выплат как выплат за качественное исполнение должностных обязанностей. При этом изменение системы оплаты труда не осуществлялось, и соответственно не могли быть упразднены такие части фонда оплаты труда как стимулирующие и компенсационные выплаты.

3. Целевые показатели по заработной плате. Должна ли быть зарплата каждого педагога быть доведена до установленного уровня целевого показателя?

Размер заработной платы работников устанавливается в прямой зависимости от его квалификации, а именно от наличия соответствующег о профессионально го образования. Что касается размера средней заработной платы педагогического работника учреждения общего образования, то она должна составлять 100 % от уровня средней заработной платы соответствующег о субъекта Российской Федерации.
При этом оценке подлежит не размер ставки, а размер средней заработной платы педагога, включающей в себя все суммы выплат независимо от источников финансирования, статей смет и предоставленных налоговых льгот, включая оплату труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; единовременные поощрения (гранты) работников за счет средств бюджетов; оплату стоимости бесплатно (полностью или частично) предоставленных работникам в соответствии с законодательств ом Российской Федерации жилых помещений и коммунальных услуг или суммы соответствующег о денежного возмещения (компенсации); суммы, уплаченные организацией в порядке возмещения расходов работников (не предусмотренные законодательств ом Российской Федерации) по оплате жилого помещения (квартирной платы, места в общежитии, найма) и коммунальных услуг.
Вместе с тем заработная плата отдельно взятого педагогического работника может быть как выше указанного целевого показателя, так и ниже. Это зависит от объема выполняемой работы, выплат компенсационног о и стимулирующего характера.
Конкретные критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников общеобразовател ьных организаций устанавливаются локальными нормативными актами указанных организаций, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности общеобразовател ьных организаций.
Исходя из вышеизложенного , заработная плата отдельно взятого педагогического работника может быть как выше установленного целевого показателя, так и ниже.
Цитировать
 

Сообщение


Защитный код
Обновить