Печать

Россия и Франция обсудили сотрудничество в науке и образовании

 Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков предложил министру высшего образования, исследований и инноваций Франции Фредерик Видаль проработать вопрос создания совместных международных научных центров на территории России. Один из них может быть ориентирован на развитие математики, сообщил он на Гайдаровском форуме в Москве.

"Если говорить о предметных проектах, которые могут стать общим успехом, то было бы перспективным проработать вопрос совместного создания и развития в РФ международных научных центров мирового уровня, например, в области математики. У нас серьезный успех в этом направлении, у нас серьезные связи между организациями и коллективами, и здесь мы можем вместе серьезно продвинуться вперед", - сказал Котюков в ходе экспертной дискуссии "Трианонского диалога".

Он добавил, что Россия поставила перед собой задачу наращивать глобальную конкурентоспособность как в сфере исследований, так и в сфере высшего профессионального образования. "Здесь я хочу сказать, что системы двух стран похожи. И нам есть [в чем] объединить усилия", - отметил министр.

"Трианонский диалог" был запущен в декабре 2017 года, он направлен на укрепление связей между гражданским обществом России и Франции и развитие новых возможностей для расширения контактов. Предполагается активное участие граждан, общественных организаций, предприятий.

Институт ядерных исследований 

 

Котюков также рассказал, что французская сторона выражает интерес к проектам Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ, Дубна) и в 2019 году будут предприняты шаги к тому, чтобы Франция стала ассоциированным членом этой организации. 

"Мы отмечаем интерес французских коллег к проекту в Дубне и надеемся, что в 2019 году здесь удастся продвинуться вперед в рамках уже оформления ассоциированного членства в этой международной организации. Мы на этом не останавливаемся. В рамках нацпроекта "Наука" в России планируется еще целый ряд крупных проектов - и создание установок мегасайнс в области ядерной физики, это и развитие научно-исследовательского флота. Считаю, что здесь мы также можем объединить наши усилия", - сказал он в ходе экспертной дискуссии "Трианонского диалога".

Он напомнил, что российские ученые также участвуют в крупных проектах во Франции - в частности, на базе Европейского центра синхротронного излучения (ESRF) и Международного экспериментального термоядерного реактора ITER.

По словам министра высшего образования, научных исследований и инноваций Франции Фредерик Видаль, еще одним крупным проектом сотрудничества может стать создание инфраструктуры для Big Data (Больших данных), нужной для развития технологий на основе искусственного интеллекта, "за которым, безусловно, наше будущее". "В целом научное сотрудничество у нас развивается в различных областях, в частности в уже названных математике, ядерной и теоретической физике, а также в области экономики, менеджмента, политологии... Именно в этих областях Франция и Россия уже активно сотрудничают", - добавила французский министр.

"Трианонский диалог" был запущен в декабре 2017 года, он направлен на укрепление связей между гражданским обществом России и Франции и развитие новых возможностей для расширения контактов. Предполагается активное участие граждан, общественных организаций, предприятий.

Дорожная карта

Котюков рассказал, что цели российско-французской дорожной карты по взаимодействию в области науки и образования соответствуют задачам национального проекта "Наука". 

"Могу сказать, что в дорожной карте есть несколько ключевых направлений - развитие сотрудничества в сфере проведения исследований, в сфере инноваций, в сфере университетских образовательных программ, в сфере развития инфраструктуры. Мы провели обсуждение перспектив реализации дорожной карты, все наши совместные планы очень близко соответствуют задачам нацпроектов "Наука" и "Образование" в сфере развития профессионального образования", - сказал министр.

В 2018 году была подписана межведомственная российско-французская дорожная карта "Высшее образование и научные исследования" с общими целевыми ориентирами на среднесрочную (5 лет) и долгосрочную (10 лет) перспективы двустороннего научно-образовательного сотрудничества. Документом, в частности, предусматривается модернизация действующего соглашения от 1992 года с учетом новых реалий научно-технических обменов, включая проблематику прав интеллектуальной собственности.

Кадры для новой экономики

Глава Минобрнауки России выразил надежду, что в самое ближайшее время контакты, которые поддерживают университеты России и Франции, принесут серьезную отдачу и для образовательных программ, и для развития исследовательских совместных проектов.

"Мы одинаково с нашими коллегами видим миссию университетов и должны приближать область исследований к задачам практическим, которые должны решаться в реальных секторах экономики. И на этой основе готовить молодые поколения исследователей, инженеров и специалистов для различных направлений", - добавил министр.

С ним согласилась министр высшего образования, научных исследований и инноваций Франции Фредерик Видаль, отметив, что необходимо установить более тесную связь между миром образования и миром предприятий, связь науки с производством, "то есть превратить университеты в эквивалент того, чем были заводы в XIX веке" (когда научные открытия происходили в процессе производства).

"Мы будем рассматривать и возможности внедрения в образовательный процесс инноваций, связанных с тем, что сегодня нужны новые методы обучения, поскольку молодежь привыкла жить в цифровом мире и широко использовать цифровые технологии. Мы будем изучать возможности применения цифровых инструментов, чтобы экономить время учащихся и чтобы устанавливать более личные и близкие отношения между преподавателями и студентами", - сказала она, добавив, что вопросы образования станут одними из основных на заседаниях "Трианоновского диалога" в 2019 году.

Согласно дорожной карте, сотрудничество с Францией в сфере образования развивается по нескольким направлениям: в частности, это проведение совместных образовательных программ, например программ двойных дипломов, дополнительных профессиональных образовательных программ, в том числе в форме стажировки, а также проведение научных исследований. По этим направлениям совместно с 167 компаниями, университетами и другими организациями Франции сотрудничают 43 подведомственных Минобрнауки РФ образовательных организации высшего образования.

О форуме

Гайдаровский форум - ежегодная международная научно-практическая конференция в области экономики, которая проводится с 2010 года. Организаторами форума выступают Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ, Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России (АИРР). ТАСС - генеральный информационный партнер форума.

"Трианонский диалог" был запущен в декабре 2017 года, он направлен на укрепление связей между гражданским обществом России и Франции и развитие новых возможностей для расширения контактов. Предполагается активное участие граждан, общественных организаций, предприятий.

 

МОСКВА,  /ТАСС/.

Нравится