Актуально

  • В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОПРЕДЕЛИЛИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА НА ЛУЧШУЮ НАУЧНУЮ РАБОТУ СРЕДИ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ ЗАУРАЛЬЯ

     

     

  • ВО ВКЛАДКЕ "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВУЗАМИ И НАУЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ" ЗАРАБОТАЛ НОВЫЙ РАЗДЕЛ "НАУКА В ЛИЦАХ"
  • ЗАУРАЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ И СТУДЕНТЫ ПРЕДСТАВИЛИ СВОИ РАЗРАБОТКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ ФЕСТИВАЛЕ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Печать

ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ: КАК ПОПАСТЬ В УСПЕШНОЕ ЗАВТРА

Россия включилась в борьбу за мировое лидерство в сфере образования
 

В мае 2018 года Владимир Путин поставил перед профильными ведомствами задачу – обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования уже к 2024 году. В начале сентября Федеральный проектный офис одобрил паспорт Национального проекта «Образование», разработанный в соответствии с майским указом главы государства. В состав Нацпроекта вошли девять федеральных проектов и ряд приоритетных. В частности, приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».

Онлайн-образование: как попасть в успешное завтра
Пресс-служба, НИТУ "МИСИС"
 

Нацпроект «Образование» носит межведомственный характер, и, как отмечают представители Минпросвещения и Минобрнауки России, особое место в проекте занимают вопросы цифровизации системы образования. Причины, по которым государство уделяет так много внимания именно цифровым образовательным технологиям, с одной стороны, очевидны, а с другой, вызвали оживленную дискуссию как в среде профессионалов, так и в обществе в целом. Итак, в чем же заключается суть понятия «современная цифровая образовательная среда»?

Гонка за актуальностью

По данным Международной организации труда при ООН, за последние 100 лет бесследно исчезли более 600 профессий. Стоит отметить, что за всю историю человечества никогда ранее профессии и специальности не «вымирали» с такой скоростью. Основной причиной этого является развитие технологий: механизация, автоматизация и – как апофеоз – роботизация производства и сферы услуг.

Еще около тысячи профессий изменились до неузнаваемости. Причем процесс трансформации профессий не закончен, наоборот, он все более ускоряется. Навыки, которые ранее оставались востребованными на протяжении десятков лет, сегодня требуют постоянного обновления или, другими словами, актуализации.

Современному человеку приходится учиться на протяжении всей жизни. В ряде случаев это обучение происходит «само собой» – мы осваиваем компьютер, Интернет, привыкаем к электронному документообороту, приноравливаемся к «реактивному» темпу жизни, который привнесли электронная почта и смартфоны… Но очень часто самообучение просто не работает. Особенно в случае «горизонтальной» карьеры, когда полученные ранее образование и умения уже не востребованы на рынке труда, а работодатель требует подтверждения новых знаний и навыков, их сертификации.

alt
Пресс-служба, НИТУ "МИСИС"
 

С определенными проблемами столкнулась и система образования, в первую очередь, высшего и среднего профессионального. Актуализация преподаваемых знаний требует постоянной взаимной связи как с работодателями (в первую очередь, с крупными), так и с мировыми научно-образовательными центрами. И если ведущие вузы страны активно участвуют в сетевом взаимодействии друг с другом, в глобальном сотрудничестве с коллегами со всего мира, создают с бизнес-партнерами многочисленные совместные образовательные программы и проводят мероприятия по профнавигации, то определенная часть отечественных вузов и колледжей по объективным причинам отстает в этой гонке за актуальностью.

Проблемы эти возникли не сегодня и пути решения были найдены не сейчас. Однако именно с появлением и развитием информационных технологий (конкретно, сети Интернет и широкополосного доступа) появился действенный инструмент – массовые открытые онлайн-курсы.

Всем нужны МООКи

Видеолекции преподавателей крупнейших мировых вузов размещались на университетских сайтах еще в 90-х. Но только в начале 2010-х годов появилась технологическая возможность сопровождения этих лекций. Дело в том, что сама по себе видеозапись не является образовательной технологией. Необходимо обеспечить интерактивную связь преподавателя и студентов, общение слушателей внутри группы, верификацию пользователей, гарантировать, что обучающийся не будет жульничать во время экзаменов… Наконец, важным является нормативно-правовое регулирование самого процесса получения онлайн-образования и сертификации знаний.

Сочетание этих и массы других возможностей, а также разработки университетов и коммерческих компаний в области онлайн-обучения привели к созданию образовательной технологии, получившей название «Массовый открытый онлайн-курс» (МООК).

alt
Пресс-служба, НИТУ "МИСИС"
 

Собственно, в названии перечисляются основные принципы этой технологии: онлайн-курсы должны быть открытыми для любого желающего их пройти, а инструменты сопровождения, перечисленные выше, должны обеспечить массовость обучения. Численность обучающихся на самых популярных современных онлайн-курсах порой достигает десятков тысяч слушателей со всех континентов.

В 2012 году в США стартовали такие известные образовательные онлайн-платформы, как Coursera, Udacity и Udemy. После этого появление аналогичных проектов по всему миру приняло лавинообразный характер. В среде аналитиков этот период получил почти официальное название «эпоха EdTech-оптимизма». Невзирая на то что не все проекты получили поддержку со стороны инвесторов и пользователей, инновация произвела настоящий переворот в традиционно консервативной системе формального образования.

По данным отраслевого портала Inside Higher Ed, сегодня треть всех студентов США – больше 6,6 млн человек – изучает хотя бы один онлайн-курс. В 2017 году 18% американских студентов посещали очные занятия и изучали несколько онлайн-курсов, а 15% полностью учились онлайн. Доля студентов, использующих инструменты онлайн-обучения, больше всего в коммерческих образовательных организациях – почти половина. 19% – в негосударственных некоммерческих университетах и 11% – в государственных.

alt
Пресс-служба, НИТУ "МИСИС"
 

Современная цифровая образовательная среда

Отметим, что Россия является одним из мировых лидеров в сфере внедрения инструментов онлайн-обучения. Еще в 2015 году восемь ведущих российских вузов – МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университет ИТМО – учредили Национальную платформу открытого образования (НПОО), где сегодня размещены более трех сотен онлайн-курсов по самым разным направлениям подготовки.

Эти онлайн-курсы доступны студентам вузов, заключивших сетевые договора с университетами-разработчиками цифрового образовательного контента. Так решается вопрос с отсутствием преподавателей по определенным дисциплинам, и, что важнее, студенты региональных вузов получают замечательную возможность учиться у преподавателей ведущих российских университетов, не покидая родной город. Этот подход получил название «виртуальная академическая мобильность».

Однако инициатива ведущих университетов (даже поддержанная государством в лице Минобрнауки России) не решала весь список проблем, обозначенных выше. Оставались «за кадром» вопросы легализации и нормативного регулирования онлайн-обучения в масштабах страны, создания условий для всех граждан (а не только для студентов) обучаться в течение жизни вне зависимости от места проживания, отсутствовали инструменты, позволяющие привлечь к этому процессу корпоративные образовательные ресурсы и успешные бизнес-проекты.

В октябре 2016 года Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».

Целью приоритетного проекта «СЦОС в РФ» является создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 млн человек к концу 2025 года.

«Одно окно» для онлайн-курсов

В своей основе приоритетный проект «СЦОС в РФ» ориентируется на потребности высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. В этом отношении реализуется целый ряд направлений, включая принятие нормативных актов, проведение цикла масштабных мероприятий с участием ведущих мировых и отечественных экспертов, например, глобальной образовательной конференции #EdCrunch. На базе десяти университетов были созданы Региональные центры компетенций в области онлайн-обучения (РЦКОО). Деятельность РЦКОО охватывает более 40 регионов страны. Подготовка в Центрах компетенций ведется в очно-заочной форме сертифицированными специалистами, имеющими многолетний опыт разработки, внедрения и сопровождения онлайн-курсов. Лекции читают преподаватели ведущих вузов страны, а также привлеченные эксперты – представители онлайн-платформ, лучшие практики, методисты и технические специалисты. На базе РЦКОО уже прошли обучение порядка 6,5 тысячи сотрудников вузов и колледжей.

Но это самая большая часть айсберга, скрытая от взглядов неспециалистов. Гораздо интересней то, что на поверхности.

В рамках реализации приоритетного проекта «СЦОС в РФ» в конце 2017 года был запущен портал, доступный всем категориям граждан и обеспечивающий для каждого пользователя по принципу «одного окна» доступ к онлайн-курсам, разработанным и реализуемым разными организациями на различных платформах онлайн-обучения.

alt
Пресс-служба, НИТУ "МИСИС"
 

Что это значит? Как уже сказано выше, Россия является одним из мировых лидеров в деле внедрения современных образовательных технологий. Это, в частности, означает, что в нашей стране существует немало организаций, разрабатывающих собственные онлайн-курсы. Во-первых, это уже упомянутая выше Нацплатформа открытого образования, объединяющая ведущие университеты, во-вторых, известные и успешные частные EdTech проекты – Stepik, «Универсариум», «Нетология» и так далее, в-третьих, образовательные онлайн-ресурсы корпоративного сектора и отдельных вузов.

Если раньше онлайн-курсы разных разработчиков были разбросаны по всему Интернету, их приходилось искать, и зачастую доступ к ним был закрыт для сторонних пользователей, то теперь они все доступны из одной точки, и для их освоения достаточно зарегистрироваться на ресурсе «одного окна» приоритетного проекта «СЦОС в РФ».

Онлайн-курсы доступны под любой запрос – от иностранных языков и маркетинга до философии и программирования. Ниже мы приведем список самых популярных у слушателей онлайн-курсов.

В настоящее время к ресурсу подключено 26 образовательных платформ, а пользователям доступно более 650 онлайн-курсов по десяткам направлений подготовки. По данным Минобрнауки России, каждый день ресурс «одного окна» посещают от 4 до 7 тысяч уникальных посетителей. Большинство из них молодежь – 18-24 года (43,8 %) и 25-34 года (31,8 %). Но есть и слушатели старшего возраста – 35-44 года (10,2 %), 45-54 года (6,24 %), а также школьники (5,24%). При прохождении онлайн-курсов обучающиеся используют чаще всего мобильные устройства (65 %) и персональные компьютеры (35%).

Качество как принцип

Очевидно, что в условиях Интернета важнейшую роль играет качество онлайн-курсов и продвинутый механизм их сопровождения, превращающий видеолекцию в настоящий цифровой образовательный контент, соответствующий требованиям, предъявляемым как государственными органами, так и рынком труда. Поэтому для обеспечения качества онлайн-курсов был выбран оригинальный механизм, некоторые элементы которого реализованы впервые, как минимум, в Европе.

Приоритетный проект «СЦОС в РФ» реализуется специалистами ведущих университетов страны. В частности, ресурс «одного окна» создан и совершенствуется Университетом ИТМО, а модель оценки качества онлайн-курсов разработана экспертами Уральского федерального университета.

Сначала онлайн-платформы проходят техническую экспертизу, в ходе которой решаются вопросы их интеграции в портал «СЦОС в РФ», а онлайн-курсы проверяются на предмет того, не нарушает ли их содержание какой-нибудь закон. Затем вступает в действие механизм добровольной оценки: авторы контента могут при желании пройти экспертизу Федеральных учебно-методических объединений, получить оценку со стороны экспертов, работодателей и пользователей. Информация о пройденных экспертизах фиксируется в паспорте каждого онлайн-курса, и на основе полученных оценок формируется рейтинг, позволяющий слушателям сделать осознанный и аргументированный выбор.

В сентябре этого года на ресурсе «одного окна» был запущен автоматический сервис психометрической аналитики онлайн-курсов, разработанный высококлассными специалистами Высшей школы экономики. Сервис позволяет авторам с опорой на учебную статистику внести исправления в содержание онлайн-курса с целью повысить эффективность обучения.

Цифровое портфолио для цифровой экономики

Для каждой категории пользователей ресурса «одного окна» – будь то рядовой слушатель онлайн-курсов, представитель образовательной организации или работодатель – предусмотрен Личный кабинет, несущий собой достаточно богатую функциональность.

Личный кабинет слушателя носит официальное название «цифровое портфолио». В нем сохраняется информация о пройденных онлайн-курсах, на основании которой формируется лента рекомендаций, там же хранятся цифровые сертификаты и другие свидетельства о личных достижениях. Стоит отметить, что обучение на онлайн-курсах абсолютно бесплатное, оплате подлежит только процедура сертификации полученных знаний. Но и сам «цифровой диплом» стоит недорого – одну-две тысячи рублей.

Личный кабинет представителей образовательных организаций позволяет выполнять специфические функции образовательного менеджмента и выдачи цифровых сертификатов.

Для работодателей ресурс «одного окна» предлагает уникальные услуги не только по размещению корпоративных онлайн-курсов, но и гибкий инструментарий поиска кадров. Функционал сервиса Личного кабинета работодателя позволяет ему размещать вакансии и включать в список требований необходимые онлайн-курсы, а ресурсу – рекомендовать работодателю подходящих кандидатов. В список требований можно включить наличие сертификата о прохождении конкретного онлайн-курса, описание которого содержится в паспорте, доступном в реестре ресурса «одного окна». Сервис дает возможность «точечного» подбора кандидатов, гарантируя наличие у них необходимых компетенций.

Цифровой вопрос – цифровой ответ

Итак, как сказано выше, за последние сто лет в среднем исчезало по одной профессии в год. А сколько появилось новых? Точного ответа на этот вопрос нет. Однако можно с уверенностью утверждать, что новые технологии - это, в первую очередь, новые возможности и новые профессии. Государство не может за каждого из нас ответить на вопрос «Кем быть в цифровой экономике?». Но государство может создать равные условия для получения актуальных знаний, навыков и умений. Часть этих условий создается в рамках приоритетных проектов Нацпроекта «Образование», другая часть – в рамках реализации Госпрограммы «Цифровая экономика». Однако окончательный выбор – выбор своего будущего – всегда остается за вами.

Марина Боровская, заместитель министра науки и высшего образования РФ

- Государство – регулятор. В условиях цифровой экономики задача государства – создать инструменты, методы и технологии, которые позволят, например, образовательным организациям соответствовать требованиям времени. Помочь им выстроить цифровую образовательную среду. Вторая задача государства – обучить граждан использовать цифровые ресурсы. Когда регулирование – нормативно-правовое, экономическое, финансовое, социальное – в этой сфере установлено, тогда система начинает жить самостоятельной жизнью. В результате центр ответственности переносится на самого обучающегося, что позволяет ему самостоятельно подобрать для себя индивидуальную образовательную траекторию с наиболее подходящим сочетанием технологий обучения.

alt
Пресс-служба, НИТУ "МИСИС"
 

Александр Молчанов, основатель компании «Профессиональное электронное образование», эксперт в области дополнительного образования и электронного обучения

- С точки зрения бизнеса, приоритетный проект «СЦОС в РФ», как попытка собрать на одной «витрине» все те наработки в области онлайн-обучения, которые были созданы российскими вузами и коммерческими структурами, мне кажется достаточно интересным и успешным. Созданная на ресурсе «одного окна» система контроля качества платформ и онлайн-курсов позволяет предположить, что образовательный контент там будет качественным. Другое дело, что предприниматели, которые работают в сфере онлайн-обучения, пока не получили всех нужных ответов о ценности участия в этом проекте. Если ресурс «одного окна» сможет обеспечить на входе «воронку» в несколько миллионов студентов и школьников, или проект покажет востребованность онлайн-курсов компаниями, их корпуниверситетами, кадровыми службами, то это будет достаточным ответом на многие вопросы бизнеса. И тем не менее сегодня больше двух десятков платформ, в том числе частных, уже пришли на портал «СЦОС в РФ».

Евгения Кулик, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ

- Цель сервиса психометрики – повышение качества онлайн-курсов. После анализа «цифрового следа» слушателя сервис автоматически формирует отчет, который содержит оценку трудности учебных материалов, информацию о том, как во время обучения изменилась подготовленность студентов, и формирует рекомендации по улучшению контента. Ресурс «одного окна» будет интересен разработчикам онлайн-курсов и слушателям именно сервисами, которые помогают оценивать и улучшать качество онлайн-курсов. "Одно окно" не просто агрегатор онлайн-платформ и каталог онлайн-курсов, а набор удобных инструментов для повышения эффективности онлайн-обучения.

 

Пресс-служба, НИТУ "МИСИС"
 
Нравится