Актуально

  • В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОПРЕДЕЛИЛИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА НА ЛУЧШУЮ НАУЧНУЮ РАБОТУ СРЕДИ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ ЗАУРАЛЬЯ

     

     

  • ВО ВКЛАДКЕ "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВУЗАМИ И НАУЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ" ЗАРАБОТАЛ НОВЫЙ РАЗДЕЛ "НАУКА В ЛИЦАХ"
  • ЗАУРАЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ И СТУДЕНТЫ ПРЕДСТАВИЛИ СВОИ РАЗРАБОТКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ ФЕСТИВАЛЕ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Печать

Школьникам помогут выбрать профессию

Низкий уровень профессиональной ориентации школьников не устраивает ни их родителей, которые считают помощь в выборе профессии важнейшим фактором обучения, ни профильное министерство. Поэтому в стране запускается государственный проект "Билет в будущее". Разработчики проекта приоритетной считают цифровую подготовку, тогда как родители школьников связывают будущий успех ребенка с успеваемостью по традиционным предметам.

84% родителей учащихся не считают эффективной профессиональную ориентацию в российских школах. Это выяснилось в ходе исследования, проведенного негосударственной школой "Летово" и сервисом профориентации "Антирабство". В опросе приняли участие 1,9 тыс. человек в возрасте от 31 до 50 лет. Около половины респондентов сообщили, что в школах, где учатся их дети, не проводятся мероприятия по профориентации или родителям о них неизвестно. При этом 90% участников опроса уверены, что профессиональная ориентация — важнейший фактор обучения в школе. 73% родителей считают, что учебные заведения для помощи детям в выборе будущей профессии должны привлекать карьерных консультантов и наставников. Впрочем, они признают, что высококлассных профессионалов на рынке карьерного консультирования детей недостаточно.

О необходимости введения занятий по профессиональной ориентации в школах глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила в августе 2017 года в ходе Общероссийского родительского собрания. Госпожа Васильева сообщила, что в министерстве "очень серьезно" и "жестко" рассматривают этот вопрос. "Каждая школа будет самостоятельно решать, как организовать занятия по профессиональной ориентации",— отметила госпожа Васильева и выразила надежду на то, что решение найдется "в ближайшее время". В январе 2018 года Ольга Васильева вновь коснулась этой темы: "Профориентация для старших классов необходима, она должна возвращаться в школы. Знакомить наших школьников с профессиями, которые востребованы в регионах,— история хорошая, и она есть почти во всех образовательных системах мира".

В середине февраля 2018 года президент России Владимир Путин поддержал идею Ольги Васильевой. Он поручил правительству и Агентству стратегических инициатив по продвижению новых проектов реализовать проект профессиональной ориентации учащихся шестых-десятых классов "Билет в будущее" в текущем году. Объем финансирования проекта — 1 млрд руб. Он предполагает участие 100 тыс. школьников. Оператором проекта стал союз "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia)". До 30 марта должны быть приняты все необходимые документы, говорится в поручении. В послании Федеральному собранию глава государства еще раз обратил внимание на важность ранней профориентации, на которую направлен проект "Билет в будущее", и отметил, что его необходимо запустить с сентября.

Одна из основных проблем курса профессиональной ориентации школьников состоит в том, что у них нет возможности "примерить" на себя ту или иную профессию, "что-то реально сделать руками, погрузиться в работу, почувствовать, как там все устроено", замечает генеральный директор союза "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)" Роберт Уразов. "Некоторые школы практикуют экскурсии на предприятия, но это опять же взгляд со стороны,— сетует он.— В таком режиме очень трудно понять, твое это или не твое, получится у тебя или нет". По мнению господина Уразова, профориентация должна проходить в практической плоскости и под руководством опытного наставника, профессионала, обладающего необходимыми навыками на современном уровне: "Только такой человек может показать картинку изнутри, рассказать обо всех тонкостях и подводных камнях, вовлечь в профессию. Профориентация по типу "Вот смотрите, есть профессия пекаря: пекарь печет хлеб, или вот парикмахер: он делает прически" куда менее полезна, чем возможность сделать самому".

Предполагается, что к сентябрю в рамках проекта "Билет в будущее" будет запущена онлайн-платформа, где учащийся сможет пройти профориентационные тесты. Это первая ступень проекта: таким образом школьники смогут определить, к каким профессиям у них есть способности. "Будет около 50 вопросов и примерно 45 минут на ответы. Пройти тестирование сможет любой школьник, у которого есть компьютер с доступом в интернет,— рассказал Роберт Уразов.— В этом году профессиональные пробы в виде практических занятий с наставниками должны охватить не менее 100 тыс. школьников". Тестовая версия платформы уже готова.

Разработчики проекта "Билет в будущее" рассказывают, что после выбора компетенций для прохождения профессиональных проб система генерирует набор рекомендаций для ребенка, его родителей и учителей, а также "билет в будущее" — пропуск в профессию. Кроме того, каждый участник проекта получит возможность выбрать себе "проводника" в профессию — наставника, говорит директор направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. С учащимися будут работать наставники из детских технопарков "Кванториум", образовательного центра "Сириус", а также специализированных и межрегиональных центров компетенций WorldSkills Russia. Также к работе будут привлечены наставники из вузов и колледжей, которые пройдут отбор экспертного совета проекта "Билет в будущее", состоящего из представителей реального сектора экономики, уточняет Роберт Уразов. Количество практических занятий с наставниками варьируется от нескольких часов (в случае с "аналоговыми" компетенциями) до месяца (в случае с "цифровыми" компетенциями), добавляет Дмитрий Песков.

"Наставники должны помочь школьникам примерить на себя ту или иную профессию, а не просто слышать о ней. Так они смогут понять, интересны им эти компетенции или нет,— поясняет господин Песков.— Каждый участник пройдет как минимум через две компетенции, состоящие из двух блоков: цифровые компетенции (обучение до месяца в рамках онлайн-курсов) и аналоговые компетенции (обучение в течение полутора-четырех часов в рамках прохождения практики на производственных площадках)".

В перечень компетенций уже входят: 3D-моделирование для компьютерных игр, прототипирование, блокчейн, информационная безопасность, поварское, ювелирное дело, парикмахерское искусство и технологии моды. "По итогам прохождения теста школьник сможет выбрать те компетенции, по которым ему будет интересно проходить профессиональные пробы",— сказал "Ъ" Дмитрий Песков. В дальнейшем перечень профессиональных компетенций будет дополнен. "Ставка делается на цифровые технологии, новые отрасли и профессии, а также модернизацию экономики: когда "цифра" приходит в привычные сервисные профессии,— поясняет Роберт Уразов.— Мы также будем учитывать региональную специфику: если какая-то из профессий важна для того или иного региона, будем включать ее в список".

Однако родители школьников уверены в том, что будущие успехи их детей связаны не с развитием цифровых навыков, а с успеваемостью по традиционным предметам, следует из данных исследования отношения к профориентации. Больше половины опрошенных делают ставку на английский язык, 48% опрошенных считают, что их детям в будущем пригодится математика, и только 45% выбирают программирование.

"Образование". Приложение от 27.03.2018, стр. 13
Нравится