Новости

Печать

СЛОВАРЬ АБИТУРИЕНТА

Главные термины, которые вы должны знать при поступлении в вуз.
Словарь абитуриента

В процессе выбора специальности и вуза старшеклассникам приходится изучать довольно большой объем информации на сайтах университетов — в разделах приемных комиссий, правилах приема и других документах, которые касаются зачисления. Сразу разобраться с новыми терминами и понять содержание текста бывает трудно. Редакция «Поступи Онлайн» решила облегчить вам задачу и составила словарь с главными понятиями, которые связаны с поступлением.

Абитуриент (от латинского «abituriens» — тот, кто собирается уйти) — человек, который поступает в колледж или вуз, то есть организацию среднего профессионального или высшего образования. С выходом приказа о зачислении абитуриент становится студентом.

Студент — учащийся среднего профессионального или высшего учебного заведения: колледжа или вуза.

Аттестат о среднем (полном) общем образовании — официальный документ об окончании учебного заведения. Его выдают выпускникам 9-х и 11-х классов в школах.

Бакалавриат — уровень базового высшего образования, которое длится четыре года. Он дает возможность получить фундаментальные знания в выбранной области и освоить навыки самостоятельной исследовательской работы. По окончании обучения выпускник получает полноценный диплом о высшем образовании. С дипломом бакалавра можно устроиться работать по специальности или поступить в магистратуру.

Специалитет — это классический для России уровень высшего образования, в рамках которого учеба длится пять лет. Здесь студенты получают базовые и углубленные знания по выбранному направлению обучения. С дипломом специалиста выпускник может устроиться на работу, поступить в магистратуру или аспирантуру.

Магистратура — это вторая ступень системы высшего образования после бакалавриата. Обучение в магистратуре предусматривает получение более глубоких теоретических и практических знаний в интересующей области. Направление магистратуры может совпадать или не совпадать с направлением бакалавриата. Ограничений нет. Например, бакалавр экономики может пойти учиться в магистратуру по психологии.

Высшее учебное заведение (вуз) — учреждение высшего профессионального образования. В российской системе высшего образования есть вузы с разным статусом: университеты, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, академии и институты.

Университет — вуз, который реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому кругу специальностей (их должно быть не менее семи).

Федеральный университет — главное образовательное учреждение на территории федерального округа, центр фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям.

Национальный исследовательский университет — высшее учебное заведение, которое одинаково эффективно осуществляет образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования.

Академия — вуз, который специализируется на подготовке кадров в рамках одного направления (в области экономики, юриспруденции, сельского хозяйства и т. д.).

Институт — учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов только по одному направлению.

Факультет — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, которое ведет подготовку студентов по нескольким родственным специальностям. В состав факультета обычно входят кафедры.

Кафедра — обучающее или научное подразделение факультета, которое ведет подготовку студентов или научную работу в рамках одной специализации.

Волны поступления — этапы зачисления абитуриентов на основные конкурсные места. Обычно прием происходит в два этапа. В первую волну (27 июля — 1 августа) вузы зачисляют абитуриентов на 80% бюджетных мест. Во вторую (3 — 6 августа) — на оставшиеся 20% мест, в порядке рейтинга абитуриентов, которые предоставили оригинал аттестата и согласие на зачисление.

Индивидуальные достижения — особые достижения, за которые абитуриент может получить до 10 баллов в дополнение к результатам ЕГЭ. Список достижений каждый вуз определяет самостоятельно, поэтому их перечень и критерии оценки могут быть разными. Обычно вузы учитывают призовые места и победы в некоторых олимпиадах, медаль за успехи в обучении, аттестат с отличием, значок ГТО, волонтерскую деятельность, итоговое сочинение.

Минимальный балл ЕГЭ — пороговый минимум баллов, который необходимо набрать, чтобы экзамен по предмету считался сданным. Минимальный балл ЕГЭ устанавливает Министерство просвещения РФ. Однако каждый вуз имеет право установить свой внутренний минимальный балл ЕГЭ, по которому он готов принимать документы у абитуриентов. Минимум, определенный университетом, может оказаться намного выше значения, установленного государством.

Проходной балл — это сумма баллов, с которой во время приемной кампании предыдущего года на конкретную специальность в конкретном вузе был зачислен абитуриент, набравший самое маленькое количество баллов. То есть это сумма баллов самого «слабого» выпускника, поступившего в вуз в рамках предыдущей приемной кампании.

Приемная комиссия — структурное подразделение высшего учебного заведения, которое организует и обеспечивает процесс приема абитуриентов.

Заявление о согласии на зачисление — документ, на основании которого происходит зачисление абитуриента в вуз. В согласии на зачисление абитуриенту нужно указать только одно направление подготовки, на котором он хочет обучаться. Документ подается в один университет вместе с оригиналом аттестата в период зачисления в первую или вторую волну.

Форма обучения — четко организованная система получения знаний и взаимодействия между студентами и преподавателями в вузе. В российском высшем образовании есть четыре формы обучения: очная, заочная, очно-заочная и дистанционная. Подробное описание — в нашем материале.

Автор: Полина Лихачева, консультант по карьере портала «Поступи Онлайн».

Печать

ВЫЧИСЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. ПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД – ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ДЛЯ ВУЗОВ


Новый Национальный проект "Образование" определил перспективы развития важнейшей социальной системы до 2024 года.

Цель нацпроекта - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Какие задачи в связи с этим стоят перед высшей школой и наукой, "РГ" рассказала заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская.
 
Марина Александровна, в стране задан вектор на создание цифровой экономики. Как в министерстве планируют решать проблему подготовки новых кадров для нее?
 
Марина Боровская: В Национальный проект "Образование" входит федеральный проект "Кадры для цифровой экономики". Он предусматривает увеличение числа специалистов в сфере информационных технологий, а значит, и обучающихся в вузах по этим направлениям. В первую очередь это касается таких укрупненных групп специальностей и направлений как "Математика и механика", "Компьютерные и информационные науки", "Информатика и вычислительная техника", "Информационная безопасность" и "Электроника, радиотехника и системы связи".
 
Насколько увеличатся контрольные цифры приема на эти направления?
 
Марина Боровская: В федеральном проекте только на 2020 год уже запланировано 60 тысяч мест. К 2024 году - к завершению нацпроекта - на программы высшего образования по этим направлениям должно ежегодно приниматься по 120 тысяч человек.
 
Но как быть со специалистами из других областей? Им тоже нужны новые навыки.
 
Марина Боровская: Конечно, кроме "айтишников" нужно готовить и "пользователей" - тех, чья работа будет связана с использованием цифровых решений. Поэтому в рамках нацпроекта мы должны создать также 50 центров ускоренной подготовки специалистов. Вкладывая деньги в технологическое обновление системы, страна хочет получить и подготовленных пользователей, которые смогут пользоваться платформой "единого окна", онлайн-ресурсами, активно подключаться ко всем цифровым технологиям. Параллельно планируется создать пять международных научно-методических центров на базе вузов, которые будут заниматься отработкой новых методик и предоставлять удаленный доступ к ним для школ и вузов.
 
Все чаще студенты выбирают в качестве дополнительных занятий онлайн-курсы. Только на платформе проекта "Современная цифровая образовательная среда" их зарегистрировано 1028. Не заменит ли виртуальное образование традиционные лекции?
 
Марина Боровская: Сегодня на различных онлайн-ресурсах обучается 770 тысяч человек. Цель к 2025-му году - 11 миллионов. Темпы очень высокие. Все платформы, которые сегодня работают, должны быть стандартизованы, может быть, необходим и единый каталог онлайн-курсов и мониторинг их востребованности. Если на курс записалось, допустим, 17 человек, он считается востребованным, так как прошел так называемую "точку безубыточности". Во всем мире сегодня интерес к онлайн-курсам быстро растет. Но это не значит, что они заменят традиционное обучение в стенах вуза. Это означает только одно: у студента повышается ответственность за знания, которые он сам для себя выбирает.
 
Но формат получения высшего образования уже поменялся: нет жестких рамок, учебный план стал более гибким.
 
Марина Боровская: Да, абитуриент, поступающий сегодня, например, в региональный вуз, может сразу получить доступ к ресурсам и сетевым программам ведущих мировых или российских университетов, через подключение к онлайн-платформе. Переход на новый технологический уклад для университетов - важная задача. Меняются формы обучения, методы преподавания, появляются индивидуальные образовательные траектории, "треки". Необходимо чтобы студент видел свою учебную программу не только в расписании лекций и зачетов, а целиком, понимая логику курсов, их последовательность. Чтобы каждый мог моделировать свое образование.
 
Поясните на примере, что это значит?
 
Марина Боровская: Если, например, в планах - работа в крупной корпорации в сфере IT, то индивидуальный образовательный трек должен состоять из углубленного изучения языков программирования и бизнес-моделей, по которым работает компания. Все тематические курсы студент может "собрать" и в своем университете, и через онлайн-курсы, и через сетевые программы. Или другой вариант: закончить бакалавриат одного вуза, а затем пойти в магистратуру другого университета на необходимую программу. Это тоже меняет индивидуальный "трек". По сути, у нас появляется конструктор образовательных программ. Пока такую возможность используют не более 8 процентов учащихся - этого мало.
 
Насколько активно сегодня вузы сотрудничают с бизнесом, привлекают ли компании к модернизации программ, к участию в образовательном процессе?
 
Марина Боровская: Здесь многое зависит от преподавателей, которые работают в университетах, от их готовности сотрудничать с индустриальными партнерами и привлекать к этому студентов. Ведь компании-партнеры смотрят в первую очередь на то, какой и откуда приходит практикант или стажер. И если ребята "нарасхват", то за одним предприятием в вуз придут и другие. Наша задача - дать студентам возможности получать практические навыки работы как можно раньше. Сегодня мы обсуждаем законопроект об организации практической деятельности на базе предприятий. Его суть в том, чтобы студент мог реализовывать проектную деятельность в интересах заказчика, индустриального партнера, укрепляя базовые навыки, но не оставляя учебу. Это будет на пользу всем. Бизнес будет видеть, кого он получит "на выходе", и, как правило, это будут уже готовые специалисты, которых не надо переучивать.
 
Среди приоритетных задач, которые поставлены в нацпроекте, определена и задача сделать российское высшее образование популярным во всем мире. Насколько она достижима? Как развивается экспорт высшего образования?
 
Марина Боровская: С 2013 года были введены показатели эффективности деятельности вузов. Среди них - доля иностранных студентов. В целом ряде университетов появились иностранные учащиеся, которые едут на конкретные образовательные программы. Это индекс мирового признания. Когда в майском указе президента появилась задача удвоить долю иностранных студентов, мы с удовлетворением констатировали, что у нас их - 210 тысяч, то есть 5 процентов. Задача удвоить эту цифру - достаточно жесткая целевая установка. Но, уверена, сегодня каждый профессор хочет получить мировое признание для своего вуза и готов продвигать его бренд. А делать это можно только за счет качества образования. В Россию сегодня едут учиться молодые люди более чем из 200 стран. В рамках нацпроекта мы предусматриваем для иностранных граждан, которые успешно проходят обучение, возможность работы в России для реализации накопленного потенциала.
 
Какие специальности пользуются особой популярностью у иностранных студентов?
 
Марина Боровская: Большой спрос на инженерные направления, на биотехнологии. Активно поступают на нефтегазовые специальности. И очень много желающих изучать филологию, лингвистику, русский язык. Это говорит о высоком интересе к нашей стране, о желании изучать и лучше понимать ее.
 
 
Печать

МИНОБРНАУКИ: ВУЗОВСКИЕ ПЛОЩАДКИ МОГУТ СТАТЬ ЦЕНТРАМИ ХАКАТОНОВ ПРОЕКТА "ЦИФРОВОЙ ПРОРЫВ"

Конкурс пройдет в 40 городах России
 

ТАСС. Минобрнауки поддерживает новый конкурс специалистов в сфере цифровой экономики "Цифровой прорыв" и надеется, что хакатоны этого проекта пройдут на вузовских площадках. Об этом сказала в среду на пресс-конференции в ТАСС заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская.

 

Конкурс "Цифровой прорыв" направлен на выявление и раскрытие потенциала специалистов в сферах информационных технологий, цифровой трансформации, управления проектами, предпринимательства и дизайна. Организатором выступает Автономная некоммерчекая организация (АНО) "Россия - страна возможностей", развивающая одноименную платформу. Конкурс пройдет в 40 городах России и будет проводиться в форматах онлайн-тестирования и хакатонов - соревнований, на которых представители информационных технологий, дизайнеры и управленцы в командах создают прототипы цифровых продуктов. Проживающие за рубежом специалисты также смогут принять участие в конкурсе.

 

"Безусловно, поддерживаем этот проект. Безусловно надеемся на то, что вузовские площадки станут центрами проведения хакатонов по всей стране", - сказала Боровская.

 

"В нацпроекте "Цифровая экономика" у нас огромный раздел кадров… и мы планируем к 2024 году эту численность достаточно серьезным образом увеличить", - напомнила она.

 

Как отметил генеральный директор Фонда содействия инновациям Сергей Поляков, "предусмотрено дополнительное финансирование фондом по отбору молодых и талантливых специалистов в области инновационных технологий, это порядка 250 млн рублей ежегодно".

 

"Порядка 500 проектов мы должны отобрать, и для нас проект "Цифровой прорыв" очень важен и интересен, это дополнительная возможность отобрать эти проекты, это прекрасная площадка с учетом охвата, географии Большую часть проектов, которые мы должны отобрать в рамках федерального проекта по подготовке кадров для цифровой экономики, мы найдем именно здесь, именно в рамках этого большого и глобального проекта", - подчеркнул он.

Цифровая экономика

Нацпроект "Цифровая экономика РФ" на срок до 2024 года включительно представляет собой один из 12 проектов, разработанных во исполнение майского указа президента 2018 года. Она включает в себя шесть федеральных проектов: нормативное регулирование цифровой среды, информационная инфраструктура, кадры для цифровой экономики, информационная безопасность, цифровые технологии и цифровое госуправление. Общий объем финансирования нацпроекта на ближайшие шесть лет - свыше 1,5 трлн рублей.

Автономная некоммерческая организация "Россия - страна возможностей"

АНО "Россия - страна возможностей" создана по инициативе президента России и развивает одноименную платформу, объединяющую 17 проектов: конкурс управленцев "Лидеры России", студенческую олимпиаду "Я - профессионал", международный конкурс "Мой первый бизнес" и другие. Стартующий проект направлен на выявление и раскрытие потенциала специалистов в сферах информационных технологий, цифровой трансформации, управления проектами, предпринимательства и дизайна.

Печать

КАК ПОСТУПИТЬ В МАГИСТРАТУРУ

Кто имеет право учиться на магистра, что нужно сдавать и какие документы надо собрать.
Как поступить в магистратуру

После бакалавриата и специалитета многим хочется продолжить обучение в магистратуре. «Поступи Онлайн» объясняет, какие бумаги необходимо собрать, кто и когда может поступить на магистратуру и какие экзамены нужно сдавать.

Магистратура — это финальная ступень высшего образования. До нее доходят не все, но именно здесь можно получить по-настоящему глубокие знания в своей сфере. После бакалавриата (базовая ступень) крайне желательно поступить в магистратуру: без нее «пакет» знаний, который вы получите за четыре года учебы, будет неполным. А вот после специалитета это уже не так обязательно, хотя тоже полезно.

Для поступления в магистратуру нужен диплом о высшем образовании, подтверждающий квалификацию бакалавра или специалиста. У него нет срока давности, так что если вы получили такой диплом уже давно, вы все равно можете вернуться к учебе и получить степень магистра. 

Как и на первой ступени высшего образования, в магистратуре можно учиться платно или «на бюджете», очно, очно-заочно или дистанционно (заочно). На бюджетное отделение конкурс, разумеется, выше.

Чтобы поступить в магистратуру, нужно сдать вступительные экзамены. Единой системы испытаний, как ЕГЭ, по которому поступают в вуз, тут нет. Набор и уровень сложности экзаменов зависит от программы, формы обучения и отделения (бюджетное или платное).

В государственных вузах экзамены в магистратуре сложнее, чем в негосударственных. Но и уровень подготовки тут, как правило, выше. В крупных вузах обычно есть подготовительные курсы для поступающих в магистратуру. Сдавать нужно будет профильные предметы: не школьные, а вузовские. Например, биологию с основами биотехнологии, прикладную математику и информатику, иностранный язык — в зависимости от направления подготовки, которое вы хотите освоить. На некоторые направления нужно сдавать два экзамена, а на некоторые — один. Зачастую первый экзамен — профильный, а второй — иностранный язык.

Некоторые вузы предлагают абитуриентам сдать не профильные, а междисциплинарные экзамены.

Процесс поступления в магистратуру, как и процесс поступления в бакалавриат, обычно проходит летом. Базовый комплект документов абитуриента магистратуры традиционно включает в себя:

  • заявление о приеме на 1 курс магистратуры,
  • копию внутреннего паспорта,
  • оригинал или копию диплома бакалавра или специалиста,
  • фотографии.

Иногда нужны и другие документы: например, приписной лист и военный билет (для военнообязанных), сертификаты, подтверждающие уровень владения иностранным языком, и др. Обязательно уточняйте список документов в выбранном вузе, в разделе «Правила приема». Актуальные правила все университеты обязаны выкладывать на своих сайтах раз в год, не позднее 1 октября.

Крупные вузы обычно требуют, чтобы поступающие в магистратуру лично посетили приемную комиссию, даже если отправить документы можно по почте или в электронной форме.

В июле абитуриенты магистратуры сдают вступительные экзамены. В некоторых вузах есть предэкзаменационные консультации. Предусмотрены часы для апелляции после экзамена, если вы не согласны с его итогом.

Зачисление на 1 курс магистратуры происходит в августе. Как и при поступлении на программы бакалавриата и специалитета, здесь нужно заполнить заявления на согласие о зачислении и передать вузу оригинал своего диплома бакалавра или специалиста. После этого вуз издает приказ о зачислении.

Тем, кто поступает на платное отделение магистратуры, также нужно заключить с вузом договор об оказании платных образовательных услуг.

Автор: Наталия Киеня, главный редактор «Поступи Онлайн»

Печать

СТАРТАП В ЗАЧЕТ?

Студент придумал аккумулятор для работы в сверхнизких температурах Арктики? Или экспресс-тест для ранней диагностики болезни Паркинсона? А, может, запустил производство экомороженого?.. Прекрасно. С нынешнего года выпускники всех российских вузов могут защищать подобные проекты или стартапы в качестве дипломной работы. Это предусмотрено госпрограммой "Цифровая экономика РФ".
Стартапы вместо дипломов засчитывают уже в 71 российском вузе. Среди них СПбГУ, ТПУ и др. Фото: Reuters
 
Стартап - принципиально новое для университетов дело. Если не сказать - революционное. Эксперты уверены: создание своей команды, разработка идеи и даже "проба" в виде прототипа - все это приближает вузовское образование к потребностям рынка. А значит, увеличивает шансы выпускника найти хорошую работу. Пока, по данным Минобрнауки, большинство вузов принимают только традиционные выпускные работы. Стартапы вместо дипломов засчитывают лишь в 71. Но - лиха беда начало.
 

Так, вместо привычных дипломов перед экзаменационной комиссией впервые будут защищать свои проекты выпускники Санкт-Петербургского госуниверситета. Причем всех уровней: бакалавры, магистры, специалисты и даже аспиранты.

Правда, необходимо соблюсти несколько условий. Проект должен представлять прикладную научно-исследовательскую разработку или оригинальную и перспективную бизнес-модель, которая создана в рамках конкурса стартапов. Например, такого как "Start-up СПбГУ". В экспертный совет конкурса обязательно должны входить потенциальные инвесторы. К тому же студент должен оказаться в составе команды победителей, а тематика работы - соответствовать образовательной программе. Что еще важно? Участники конкурса получают неплохой бонус - возможность получить до 1 300 000 рублей на создание собственного дела. Кстати, официально засчитывать студенческие стартапы как дипломы, предлагает и Минэкономразвития. Да не просто засчитывать, но еще и "монетизировать": самым успешным "стартаперам" выделить государственные гранты для поддержки и реализации их проектов. "Заработать" на таком дипломе можно будет полмиллиона рублей! По словам замминистра экономического развития Саввы Шипова, уже в 2019 году предполагается выделить 500 таких грантов.

Одним из первых российских студентов, который защитил стартап вместо диплома, стал выпускник Школы экономики и менеджмента ДВФУ Евгений Перельман: два года назад он презентовал свой бизнес-проект по продаже медицинского аппаратно-программного комплекса. Если не вдаваться в подробности: эта разработка серьезно позволяет больным с заболеваниями дыхательных путей.

Проект оказался настолько привлекательным, что нашелся инвестор, готовый вложить в него 10 млн рублей. Сейчас Евгений - резидент дальневосточного фонда "Сколково". Ведет около 20 проектов.

А в прошлом году в качестве диплома в Дальневосточном федеральном университете засчитали стартап студентов Школы естественных наук Даниила Сербиновича и Аркадия Березкина. Их проект по разработке бионического протеза нижней конечности получил инвестиции от Фонда содействия инновациям.

- Готов рабочий прототип стопы, который выдерживает человеческий вес и двигается по команде, - рассказывает Даниил Сербинович. - Есть собственное программное обеспечение. Мы "обучили" модель нейронной сети, которая может предсказывать правильное движение стопы и помогает протезу двигаться естественно. Следующий шаг - создание тестового прототипа.

Сегодня в ДВФУ уверены: подобный принцип защиты дипломов может сформировать вокруг российских вузов инновационную среду. А запуская собственный успешный бизнес, выпускник подтверждает высокую квалификацию, приобретенную за годы обучения в университете.

Засчитывать студенческие стартапы как дипломы, предлагает и Минэкономразвития. "Заработать" на таком дипломе можно будет полмиллиона рублей!

Так что? Прощай, диплом в 100 страниц, треть из которых - список использованной литературы? Однако, по мнению проректора Высшей школы экономики Сергея Рощина, в этом направлении надо все-таки идти очень осторожно:

- Это довольно привлекательная форма выпускной работы, но есть серьезные вопросы. Скажем, как оценивать удачу или неудачу проекта? И нельзя забывать, что мы говорим о дипломе как итоговой работе, после защиты которой получают "корочку" - официальный документ гособразца. Здесь не может быть абсолютной свободы в формате и оценке результатов.

В Вышке считают: важнее делать стартап не форматом выпускной работы, а одним из принципов обучения в целом. Например, проектный тип обучения- основной в лицее при ВШЭ. Школа дизайна здесь тоже работает по этому принципу.

Тем не менее многие аналитики убеждены: формула стартапа лишь на первый взгляд кажется применимой только к проектам из области информационных технологий, высокотехнологичной медицины, торговли или инженерного дела. Почему? Это всегда творческий подход к воплощению идеи. Поэтому в сфере искусства или, допустим, педагогики, она тоже имеет право на существование. Любопытно, что в зарубежных вузах практика стартапов не распространена, поэтому Россия здесь вполне может стать новатором.

alt
Студенты ДВФУ не только защитили диплом в виде проекта по разработке протеза ступни, но и получили инвестиции на его развитие. Фото: Роман Савин
Официально

Михаил Котюков, министр науки и высшего образования РФ:

- В рамках нацпроекта мы предлагаем вузам эксперимент: вместо стандартного диплома засчитывать успешный бизнес-проект или продуманный стартап. Суть в том, что, подготовив бизнес-проект или опубликовав, например, серьезное исследование в хорошем научном издании, выпускник уже демонстрирует высокий уровень подготовки и компетенции, который можно не перепроверять.

Комментарии

Степан Хачин, руководитель Школы инженерного предпринимательства ТПУ:

- С 2017 года возможность защиты диплома в виде стартапа была только у студентов по направлению "предпринимательство". Но в этом году мы готовы принимать бизнес-проекты у студентов технических направлений. Формат защиты не противоречит традиционным требованиям.

Ольга Осипенко, руководитель департамента развития магистратуры СФУ:

- У нас есть проект "Специальное инженерное образование" для магистров. Это пять программ, и у каждой есть партнер-заказчик из реального сектора экономики. Магистранты в течение двух лет разрабатывают собственный проект, причем тему им дает именно компания-партнер. Это всегда реальная производственная задача. Такой формат госаттестации наиболее понятен и интересен промышленной кампании.

Справка "РГ"

Стартап - бизнес, основанный на абсолютно новой идее или решении. Первым стартапом в истории считается компания, организованная в 1939 году студентами Стэнфордского университета Дэвидом Паккардом и Уильямом Хьюлеттом. Проект оказался успешным и позже перерос в полноценный бизнес - "Хьюлетт-Паккард".