Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Главная
ЕГЭ-2017: подготовка к экзамену по русскому языку Печать E-mail

Серию публикаций с советами от специалистов Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) продолжает рассказ о подготовке к ЕГЭ по обязательному для всех выпускников предмету – русскому языку.

При подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку важно учесть главное: в тексте экзаменационной работы нет ничего, что выходило бы за пределы школьных программ по русскому языку.

Прежде всего необходимо ознакомиться с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ 2017 года по русскому языку на сайте ФИПИ. http://new.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

При подготовке к выполнению заданий первой части экзаменационной работы, содержащей 24 задания с кратким ответом, стоит обратить внимание на то, что эта часть не ограничивается лишь проверкой умений правильно писать и расставлять знаки препинания. Наряду с навыками владения орфографическими нормами (задания 8–14) и пунктуационными нормами (задания 15–19) здесь проверяются навыки владения основными языковыми литературными нормами (задания 4–7) и навыки смыслового и речеведческого анализа прочитанного текста (задания 1–3 и 20–24).

Следует обратить особое внимание на задания, проверяющие освоение следующих элементов содержания: правописание -н- и -нн- в различных частях речи (задание 14), знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи (задание 19), функционально-смысловые типы речи (задание 21).

Необходимо иметь в виду, что в задании 17, которое проверяет умение обособлять конструкции, грамматически не связанные с предложением, теперь могут использоваться и примеры с обособленными обращениями. Текст  может быть использован как прозаический, так и стихотворный, при этом формулировка задания останется прежней.

Изменение задания 22, ориентированного на проверку умения проводить лексический анализ слова в контексте, будет заключаться в том, что указанное в задании явление может быть представлено в исходном тексте не в единственном виде. Так, просьба выписать из текста фразеологизм не означает, что в указанном фрагменте имеется только один фразеологизм: их может быть несколько. Задача участника ЕГЭ – выписать только один фразеологизм.

В задании 23, посвященном выявлению средств связи предложений в тексте и предполагавшем в предыдущие годы только один ответ, теперь может быть как один, так и несколько ответов. В связи с этим изменена формулировка самого задания.

В процессе работы по подготовке к выполнению второй части экзаменационной работы (задание 25) рекомендуется уделить особое внимание развитию умений комментировать поставленную проблему и аргументированно выражать свою точку зрения. Для этого необходимо больше читать, чтобы быть готовым продемонстрировать широту осмысления любой из мировоззренческих проблем, поднятых в тексте экзаменационной работы, и привести литературные аргументы.

«При подготовке к ЕГЭ необходимо вести систематическую и планомерную работу по повышению практической грамотности и уровня владения языковыми и речевыми нормами, ведь именно по критериям, проверяющим эти умения и навыки, экзаменуемые чаще всего получают низкие баллы», - советует председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько.

Удачи на ЕГЭ-2017!

 

Пресс-служба Рособрнадзора

 
ЕГЭ-2017: подготовка к экзамену по географии Печать E-mail

Серию публикаций о подготовке к единому государственному экзамену от специалистов Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) продолжают рекомендации по подготовке к ЕГЭ по географии. 

Для повторения материала можно пользоваться любыми школьными учебниками, включенными в федеральный перечень, утверждённый Минобрнауки России. Важно иметь в виду, что более половины заданий проверяют умение применять полученные в школе знания для анализа различных источников информации: карт, текстовых источников, статистических графиков и таблиц.

Общее представление о структуре и содержании экзаменационной работы дает демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов (КИМ) по географии,опубликованный на сайте ФИПИ. При этом важно понимать, что в реальных экзаменационных вариантах встретятся похожие задания. Например, в задании 21 (проверяет умение читать и анализировать географическую информацию, представленную в виде графиков и таблиц) могут быть представлены данные по разным темам курса географии. Задание 29 также может базироваться на содержании разных тем, в нём может потребоваться объяснить как особенности компонента природы той или иной территории, так и особенности демографической ситуации или размещения промышленных предприятий.

В открытом банке заданий ЕГЭ размещены сотни заданий из экзаменационных работ прошлых лет, которые можно использовать для подготовки к экзамену. 

"Обязательно используйте карты школьных атласов при подготовке к экзамену, находите на картах все географические объекты – моря, острова, страны, города, о которых говорится в заданиях", - советует председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Вадим Барабанов.

В качестве справочных материалов в КИМ по географии включены политическая карта мира и карта федеративного устройства России. Важно понимать, что этими картами можно и нужно пользоваться при выполнении всех заданий экзаменационной работы. Карты могут очень помочь при выполнении заданий на определение страны или региона России по краткому описанию и других заданий, для выполнения которых нужно представлять положение страны или региона на карте.

На экзамене необходимо быть внимательным при заполнении бланков ответов. Встречаются случаи, когда участник ЕГЭ свои правильные ответы записывает не в те поля бланков ответов, в которые нужно. 

Типичные обидные ошибки на экзамене по географии чаще всего связаны с невнимательным прочтением условия заданий. При выполнении заданий 2, 5, 6, 8, 22, 23 на установление правильной последовательности необходимо обращать внимание на то, требуется расположить объекты в порядке возрастания (от меньшего к большему) или уменьшения того или иного показателя. Ответом на задание 21 может быть отрицательное число; в таком случае важно записать знак минус в отдельной клеточке. Ответом на задание 28 должен быть рисунок, поэтому нецелесообразно тратить время на любые письменные пояснения к этому рисунку, они не оцениваются.

Успехов на ЕГЭ-2017!

 

Пресс-служба Рособрнадзора

 
ЕГЭ-2017: подготовка к экзамену по обществознанию Печать E-mail

Что нужно знать и уметь, чтобы успешно сдать ЕГЭ по определенному предмету? С чего начать подготовку к экзамену и на чем сосредоточиться? Как избежать типичных ошибок? Свои советы выпускникам дают разработчики экзаменационных заданий. Серию публикаций, подготовленных специалистами Федерального института педагогических измерений, открывает наиболее популярный предмет по выбору – обществознание. 

Подготовка к единому экзамену неотделима от изучения учебного предмета "Обществознание". Выполнение бесконечного множества заданий не даст ничего, если не освоены ключевые обществоведческие понятия (личность, общество, государство, право, культура и другие), не развиты умения анализировать факты общественной жизни, высказывать и аргументировать свое мнение, работать с различными источниками информации об обществе. 

Сначала следует проанализировать опубликованный на сайте ФИПИ кодификатор проверяемых элементов содержания и определить, какие темы уже изучены, а какие еще нет. Демонстрационный вариант экзаменационной работы дает возможность ознакомиться с заданиями, технологией их выполнения и системой оценивания. Выполнение демонстрационного варианта и самооценка позволят сформировать индивидуальный план подготовки к экзамену. Работа должна быть систематической и планомерной. 

Значительное количество баллов на экзамене по обществознанию приносит участнику успешное выполнение заданий по экономике и праву. 

Что характерно для рыночной экономики? Как работает "невидимая рука" рынка? В чём особенности рынка труда, фондового рынка? Какие процессы происходят в финансовой сфере? Какова роль государства в условиях рынка? Ответы на эти и многие другие вопросы требуется знать, идя на экзамен по обществознанию. 

"Настольной книгой" при подготовке к ЕГЭ по обществознанию должна стать Конституция Российской Федерации. На экзамене проверяется знание основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства и полномочий высших органов государственной власти и должностных лиц. 

Высокий балл на экзамене нельзя получить, не зная основ российского законодательства (гражданского, семейного, трудового, уголовного). 

"Определённая часть заданий экзаменационной работы связана с анализом фактов и процессов социальной действительности. Поэтому немалое значение здесь имеет общая эрудиция человека, не связанная напрямую с подготовкой к конкретному экзамену. Понятно, что сдать экзамен по обществознанию гораздо легче тому, кто интересуется современными проблемами человека и общества, знакомится с текущей информацией в СМИ", - советует председатель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по обществознанию Татьяна Лискова.

Успехов на ЕГЭ-2017!

 

Пресс-служба Рособрнадзора

 
Международные эксперты обменялись опытом использования результатов оценки качества образования Печать E-mail

Участники II Международной конференции по развитию системы оценки качества образования, которая прошла в Москве по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, обменялись опытом использования результатов оценочных процедур для повышения качества школьного образования. 

 
Открывая конференцию, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал об опыте, который накоплен в области оценки качества образования в России. Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур, отметил он. 
 
По словам главы ведомства, в России удалось обеспечить объективность результатов ЕГЭ, что дало возможность использовать их для внутренней работы и реализации точечных проектов по повышению качества образования. В итоговой аттестации выпускников 9-х классов такой уровень объективности ещё не достигнут. Решать эту проблему предстоит путем выборочного мониторинга итогов сдачи ГИА-9 в различных муниципальных образованиях одного региона, сравнении их с другими муниципалитетами принятия соответствующих административных мер. 
 
Дополняет картину результатов ЕГЭ и ГИА-9 участие России в международных исследованиях, национальные исследования качества образования, результаты Всероссийских проверочных работ и исследования компетенций учителей. 
 
В настоящее время в России ведётся разработка новой модели оценки деятельности школ, которая будет учитывать целый комплекс критериев, таких как массовость достижения базовых образовательных результатов, развитие таланта, прозрачность и объективность образовательного процесса, качество образовательной среды, результаты участия в региональных и федеральных программах подготовки выпускников и другие показатели. 
 
"Таким образом, речь идет о создании единой системы оценки качества образования в России, включающей в себя результаты международных исследований, национальных исследований качества образования, национальных экзаменов. Данная система позволит проводить школам самодиагностику, оперативно решать выявленные проблемы, которые возникают у учащихся на каждой ступени школы, а также осуществлять диагностику знаний школьников на всех этапах обучения в разрезе предметов, школ и регионов. Мы будем иметь полное представление о качестве образования в стране. Родители будут иметь достоверную информацию о качестве знаний своих детей", - резюмировал Сергей Кравцов. 
 
О результатах работы с московскими школами рассказал руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина. По его словам, в Москве удалось ликвидировать значительный разрыв в уровне школ путём целенаправленной работы со слабыми школами и подтягивания их к более высокому уровню. Результаты этой работы отразили данные исследования PISA, подтвердившего высокий уровень образования в школах Москвы. 
 
Директор департамента образования и профессиональной подготовки ОЭСР Андреас Шляйхер рассказал о выводах и перспективах развития крупнейшего международного исследования грамотности 15-летних учащихся в области чтения, математики и естествознания Programme for International Student Assessment (PISA), проводимого под эгидой ОЭСР. 
 
"Уже практически 100 стран заинтересованы принять участие в проекте PISA. Мы начали работу в Африке, в провинциях Китая и скоро мы получим более глобальную картину тенденций в области образования", - рассказал Андреас Шляйхер. 
 
Он подчеркнул, что целью проекта PISA является не составление рейтингов, а помощь в выработке более эффективных методик преподавания. Андреас Шляйхер рассказал, что результаты последних глобальных исследований показали сокращение зависимости уровня образования от уровня развития экономик стран. "Деньги все меньше определяют качество образования. Это мы увидели и на примере школ Москвы", - отметил он. 
 
По его словам, в планах ОЭСР провести в рамках PISA более детальное исследование того, как тратятся средства на образование в разных странах и какие модели финансирования позволяют достичь лучших образовательных результатов. 
 
Президент Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA) Анне-Берит Кавли рассказала об исследованиях, проводимых ассоциацией. "Мы видим, что вопросам оценки качества образования сейчас уделяется большое внимание во всем мире. Цель наших исследований - предоставление руководству стран и образовательным учреждениям информации, с помощью которой они смогут улучшить результат своей работы. Наши исследования помогают выявить проблемные места и оценить эффективность реформ в образовании", - заявила она. 
 
По словам Анне-Берит Кавли, в центре всех программ развития образования должен быть ученик и индивидуальная работа с ним, а системы оценки образовательных достижений должны учитывать не только результат, но и исходный уровень, а также страновую специфику. 
 
Президент IEA подробно остановилась на планах ассоциации по внедрению компьютерных форм тестирования в проводимые исследования. 
 
Исполнительный директор IEA Дирк Хастед познакомил участников конференции с результатами международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS. Участники из Китая, Франции, Германии, Финляндии, Южной Кореи, Канады рассказали о национальных системах оценки качества образования и о том, как их результаты влияют на корректировку образовательной политики. 
 
В работе II Международной конференции "Использование результатов исследований качества образования – проблемы и перспективы" приняли участие более 400 экспертов в области образования и педагогов из 14 стран.
 
Пресс-служба Рособрнадзора
 
Ссылка на первоисточник: http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=5961
 
РИА Новости - "Эксперты в Москве обменяются опытом внедрения изменений в образовании" Печать E-mail

Вторая международная конференция "Использование результатов исследований качества образования: проблемы и перспективы" поможет специалистам из разных стран поделиться практическими подходами к внедрению изменений в национальные системы образования, рассказал РИА Новости ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ), председатель Общественного совета Рособрнадзора Игорь Реморенко.

В рамках конференции, которая пройдет в Москве 29-30 сентября, эксперты обсудят опыт использования результатов международных исследований качества образования для развития школ и системы подготовки педагогических кадров, представят национальные модели оценки деятельности общеобразовательных организаций. "Конференция станет центром притяжения для лучших российских и международных экспертов, где они смогут получить материал для размышлений и сравнить подходы к оценке качества образования у нас в стране и за рубежом", — рассказал он.

Чтобы вносить в систему образования серьезные изменения, невозможно исходить лишь только из общих теоретических представлений и пожеланий, отметил ректор МГПУ. "Нужно понимать, что происходит в реальности: какие методы работы принимают учителя, а какие — нет; какие новации внедряются лучше, а какие — хуже. В этом смысле система оценки качества образования становится не просто проверкой того, как реализуются идеальные представления реформаторов об образовании, но и механизмом определения содержания этих изменений", — сообщил он.

Игорь Реморенко пояснил, что исследователи получают от учителей обратную связь, узнают, что происходит с учениками, какие стандарты хорошо реализуются, а какие — плохо, и делают вывод о том, в какую сторону эти стандарты нужно менять и как перестраивать систему подготовки педагогов. После проведения международных исследований качества образования большинство стран взялись за обновление образовательных стандартов и во многом такие изменения продиктованы именно результатами оценки качества. "Сегодня опора на практику стала общемировой тенденцией, и конференция будет происходить именно в этом русле", — подчеркнул он.

Кроме того, по словам эксперта, сегодня международные специалисты в области оценки качества образования ищут баланс между измерительными материалами творческого и репродуктивного свойства. "Нужно найти правильное соотношение между теми заданиями, которые выявляют творческие навыки и задатки, и теми, которые оценивают усвоение детьми информации. Пока оптимальный баланс не найден. В рамках конференции исследователи смогут обсудить эту проблему на международном уровне", — заключил ректор МГПУ.

Конференция организована Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ при информационной поддержке МИА "Россия сегодня".

 

Ссылка на первоисточник: https://ria.ru/education/20160929/1478058870.html

 
РИА Новости - "Пономаренко: всероссийские проверочные работы скоро охватят все классы" Печать E-mail

Оценка качества образования школьников сегодня стала одним из главных приоритетов развития отечественной системы образования. Какие успехи демонстрируют ученики российских школ на фоне ровесников из других стран? Какие новые проверочные работы ждут школьников в предстоящем учебном году? Об этом в преддверии Второй международной конференции "Использование результатов исследований качества образования: проблемы и перспективы", которая пройдет в Москве 29-30 сентября, корреспонденту РИА Новости рассказал директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Пономаренко.

- Сергей Николаевич, каковы Ваши ожидания от предстоящей конференции?

— Российская Федерация проводит эту международную конференцию уже во второй раз. Мы создали площадку, на которую приглашаем наших коллег из систем образования разных стран мира. В их число входят наши партнеры из Департамента по образованию и навыкам ОЭСР и Международной ассоциации по оценке образовательных достижений IEA, вместе с которыми мы проводим в России шесть международных сравнительных исследований в образовании – PISA, PIAAC, TALIS, PIRLS, TIMSS, ICCS. Мы считаем эти международные сравнительные исследования приоритетными, потому что они позволяют сравнить системы образования и показатели их развития в России и в других странах.
 

На конференции мы будем говорить о современных трендах в национальных системах образования, поделимся нашим опытом и наработками, а нам есть, чем поделиться. В частности, мы расскажем, как мы проводим национальный выпускной экзамен в одиннадцатом классе, как выстроены вступительные испытания в системе высшего образования страны. Эта информация очень востребована специалистами из других стран.

- Вы упомянули международные сравнительные исследования. Как наша система образования, согласно этим исследованиям, выглядит на фоне других стран?

— В каждом цикле мы чуть-чуть улучшаем свои показатели. В некоторых исследованиях мы уверенно держимся в первой десятке, например, в TIMSS. Это международное сравнительное исследование математической и естественно-научной грамотности среди учащихся четвертых и восьмых классов. Чуть-чуть затрагиваем и одиннадцатые классы.

Россия в последние годы входила здесь в первую десятку, а сейчас вошла даже в первую пятерку стран. Исследование PIRLS посвящено читательской грамотности в начальной школе, в нем оценивается умение читать, умение работать с текстами. Здесь Россия также уверенно входит в первую пятерку стран мира. Есть еще очень большое исследование PISA, в нем проверяют математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность у 15-летних учащихся. Из 86 стран мы занимаем на сегодняшний день от 33-го до 39-го места.

- А как обстоит дело с исследованиями, которые проводятся среди взрослых?

— Существует международное сравнительное исследование компетенции взрослого населения PIAAC, там изучается финансовая и математическая грамотность, умение пользоваться современными законодательными основами в том обществе, где люди проживают. У нас там хорошие показатели, примерно 12–14 место.
Мы также принимаем участие в исследованиях знаний по граждановедению ICCS. Здесь у России также хорошее место, чуть выше среднего уровня среди других стран.

- Недавно начался новый учебный год. Какие перемены в области оценки качества образования ждут школьников?

— Сейчас в масштабах Российской Федерации реализуется новый проект — всероссийские проверочные работы. Это полномасштабный экзамен, помимо выпускных экзаменов в 11-х и в 9-х классах, который дает возможность школьникам и, особенно, их родителям посмотреть на уровень и качество знаний. Вопросы и измерительные материалы для всероссийских проверочных работ разрабатываются на федеральном уровне, что соответствует нашему современному государственному образовательному стандарту.

Мы передаем школам задания для проведения экзамена. А результаты не поднимаем на всероссийский уровень, а оставляем в школах, чтобы педагоги и родители могли узнать, что происходит со знаниями, которые школьники получили во время обучения в школе, какие результаты получают ученики от взаимодействия с системой образования.

В предстоящем учебном году, в апреле 2017 года, мы впервые будем проводить в пятых классах всероссийские проверочные работы в виде экзамена по нескольким предметам. В четвертых классах этот экзамен пройдет во второй раз. Всероссийские проверочные работы также пройдут среди выпускников 11-х классов, причем по тем предметам, которые они не выбрали для Единого государственного экзамена.

- Почему?

— Это очень серьезный момент: в последние годы мы видим, что школьники, выбрав предметы, по которым они будут сдавать ЕГЭ, совершенно забывают о других предметах и перестают уделять им какое-либо внимание. Мы же хотим, чтобы выпускники нашей страны обладали всесторонними знаниями в соответствии с принятым образовательным стандартом.

- Существовали ли прежде подобные проверочные работы, или это абсолютно новая форма оценки?

— В Советском Союзе чем-то подобным были годовые экзамены и годовые контрольные работы по разным предметам. Здесь мы не изобретаем ничего нового, а возрождаем то хорошее, что, с нашей точки зрения, было в Советском Союзе.

- Будут результаты всероссийских проверочных работ учитываться при составлении портфолио выпускников?

— Как известно, недавно вузы получили возможность начислять дополнительные вступительные баллы абитуриентам за сочинения, которые те писали в 11 классе, за результаты сдачи норм ГТО, за активную общественную работу в школе. Поэтому портфолио, о котором так много говорили, уже начинает применяться на практике.

- Какие задачи сегодня стоят в области развития образования в стране?

— В последнее время мы много обсуждаем практикоориентированность знаний, которые получают школьники. Мы хотим видеть, может ли ученик применять то, чему его научили в школе. Выпускник должен быть в состоянии вычислить, например, сколько краски или обоев потребуется для ремонта комнаты, рассчитать время ожидания автобуса на остановке. Он должен ориентироваться в вопросах здоровья и финансов, уметь работать с банками, рассчитывать свою заработную плату, формировать семейный бюджет. Здесь ему могут пригодиться не только математика и физика, но и естественно-научные предметы, и информатика. При этом мы должны соблюдать разумную грань, потому что из школьной программы не должны полностью исчезать и чисто фундаментальные знания.

Правильная пропорция, на мой взгляд, такая: практикоориентированность должна быть построена на фундаментальных образовательных знаниях, которые школа дает ученику. Кроме того, мы будем расширять линейку дополнительного образования. Мы будем следить за наличием секций, кружков, дополнительных предметов в школе. Мы хотим создать условия, чтобы молодые люди могли реализовать свои способности и таланты. Безусловно, мы будем развивать изучение истории России и мира, нравственные основы развития личности, для нас это тоже серьезный приоритет.

- Все это относится к ученикам и к результату их обучения. А есть ли приоритеты, связанные непосредственно с развитием школы и поддержкой учителей?

— Для нас важно развитие материально-технической базы школ. Важна достойная зарплата учителей, которая позволит создать конкурентную среду среди педагогического сообщества. Мы хотим повысить мотивацию выпускников поступать в педагогические вузы, а после их окончания приходить работать в школу. Конечно, поэтому для работников системы образования должны быть созданы хорошие социально-экономические условия.

- Какие цели Вы ставите перед собой в области оценки качества образования?

— Мы продолжим совершенствовать всероссийские проверочные работы по максимальной линейке предметов. Эти работы постепенно будут распространяться на все параллели. Мы хотим, чтобы ученики, родители и педагоги могли проверять, насколько реальные знания ученика соответствуют тому, чему его пытались научить.

 

Ссылка на первоисточник: https://ria.ru/sn_edu/20160928/1478045415.html

 
РИА Новости - "Хастед: высокое качество преподавания важнее результатов ЕГЭ" Печать E-mail

В преддверии Второй международной конференции "Использование результатов исследований качества образования – проблемы и перспективы", которая пройдет в МИА "Россия сегодня" 29-30 сентября, директор Международной ассоциации по оценке образовательных достижений (IEA) Дирк Хастед рассказал корреспонденту РИА Новости Антону Звереву о сильных и слабых сторонах российского образования.

– Как бы Вы оценили российскую систему образования с точки зрения качества преподавания? Создаются ли в рамках этой системы условия, позволяющие готовить специалистов, конкурентоспособных на международном рынке труда?

– Результаты "Международного сравнительного мониторингового исследования качества математического и естественнонаучного образования" (TIMSS) и "Исследования качества чтения и понимания текста" (PIRLS), которые проводит Международная ассоциация по оценке образовательных достижений (IEA), свидетельствуют о высоком уровне подготовки российских школьников. Так, по итогам мониторинга TIMSS за 2011 год Российская Федерация вошла в первую десятку стран по успеваемости учащихся четвертых и восьмых классов, а также в группу девяти стран с положительными результатами. С 2007 по 2011 год результаты восьмиклассников повысились по всем четырем уровням подготовки, от низкого к высшему.

Результаты исследования TIMSS свидетельствуют также и о том, что особенно высока успеваемость среди российских восьмиклассников по алгебре. Еще одним интересным выводом мониторинга 2011 года стало то, что при оценке успеваемости по математике по таким отдельным видам познавательной деятельности как "знание", "применение" и "рассуждение", российские четвероклассники получили самый высокий балл за "рассуждение", тогда как в подготовке учащихся восьмых классов доминируют репродуктивные виды деятельности, ориентированные на заучивание.

Естественнонаучная часть теста TIMSS за 2011 год показала, что у российских восьмиклассников наивысшие показатели по химии, затем по физике, и более низкие по географии и биологии.

– Выводы независимых глобальных рейтингов поучительны, при том, что у каждой страны есть собственная рамка ценностей. На Ваш взгляд, соответствует ли наш российский Единый госэкзамен передовому мировому опыту?

– По всему миру страны стремятся развивать свои системы образования. В этих целях для оценки успеваемости учащихся используется регулярное тестирование. Анализ же результатов вышеупомянутых проектов TIMSS и PIRLS дает возможность странам-участницам принимать взвешенные и обоснованные решения по вопросу об улучшении качества преподавания и обучения по математике, естествознанию и чтению. В этом отношении Российская Федерация безусловно следует мировому передовому опыту.

Параллельно во многих странах наблюдается тенденция к централизации и стандартизации школьных экзаменов, что призвано сделать оценку знаний и способностей ребят более точной и справедливой. Так что и здесь предпринятые в России меры также идут в русле тех изменений, которые наблюдаются по всему миру, и соответствуют передовому опыту.

– Другой вопрос – насколько достоверно результаты "внутреннего" теста отражают качество образования? Можно ли считать эти результаты объективным показателем достижений учащегося или выпускника?

– Качество образования – сложное понятие. Еще сложнее измерить это качество. В первую очередь необходимо учитывать, что понимается под качеством образования в конкретной стране, поскольку цели и акценты могут меняться в зависимости от ее политических, географических, культурных и других "координат". В некоторых странах приоритетное внимание уделяется достижению всеми учащимися определенного уровня знаний и способностей во всех сферах обучения и обеспечению равных возможностей. Другие экономики более заинтересованы в специализации школьников по более узким профилям или же в подготовке учащихся с прицелом на определенный сегмент рынка труда.

При этом в связи с принятием новых целей устойчивого развития ООН появилась тенденция по оценке не только возможности получения образования, как это было согласно программе "Цели развития тысячелетия", но и результата. В этом смысле проведение единого государственного экзамена идет в русле передовых тенденций в области измерения качества образования.

Поскольку образование по определению включает широкий спектр областей знания, единый госэкзамен не может охватить все его аспекты. Тем не менее, проведение такого тестирования – один из основных способов измерения качества образования. Наряду, вновь повторюсь, с такими "прикладными" в данном случае международными исследованиями как TIMSS и PIRLS, а также неофициальными и неформальными опросами и тестами.

Наконец, при оценке успеваемости по результатам итогового тестирования возникает риск излишней концентрации на результатах. То есть главным для учащихся, учителей и школ становится не преподавание и изучение материала, а обеспечение хороших показателей итогового тестирования. Соответственно, необходимо учитывать действие этого фактора, чтобы приоритетное внимание все-таки уделялось обеспечению высокого качества преподавания. Но я уверен, что те, кто занимается этими вопросами в Российской Федерации, обратят внимание на эту проблему.

– Преподавание базовых знаний – одна из ключевых задач учителя. Однако сегодня все больше внимания уделяется развитию детской смекалки, выдумки. Связана ли как-то способность решения творческих заданий, которая оценивается с помощью таких тестов как PISA, с традиционной "успеваемостью", которую каждый преподаватель оценивает в индивидуальном порядке, притом зачастую по формальным признакам?

– Видите ли, в ходе теста TIMSS Международной ассоциации по оценке образовательных достижений оцениваются несколько видов познавательной деятельности. А именно: знание, его применение и рассуждение. Понятно, что решение задач играет центральную роль в сфере "применения" знаний, будь то в повседневной деятельности или при решении абстрактных математических головоломок. И все это, безусловно, тоже творчество, основой для которого служат знания, поскольку чем большим количеством концепций овладеет учащийся, тем больше у него шансов "победить" задачу. Нужно ли говорить, что изучение таких предметов как математика способствует развитию навыка решения задач, вызывая необходимость проявлять упорство и настойчивость. Так что, во всяком случае, обращаясь к этой дисциплине, я не вижу тут противоречия. Да и многолетние итоги теста TIMSS для восьмиклассников, где акцент смещается от владения знаниями к их применению, неопровержимо убеждают: чем лучше у учащихся развиты навыки решения задач, тем выше их успеваемость. На самом деле навык по решению задач (и не только математических), конечно, связан с общей успеваемостью.

К слову, раз уж мы с вами говорим о креативности детей, замечу: в новом цикле TIMSS будет организован специальный компьютерный тест eTIMSS для оценки способностей школьников. В связи с этим IEA разработала задания, позволяющие измерить навыки учеников в области решения задач и анализа данных. Некоторые из этих заданий в точности копируют повседневные эксперименты, которые проводят в школьных лабораториях преподаватели естествознания. С нетерпением жду результатов этого нового цикла тестирования.

– Насколько, как Вы полагаете, директивный подход к построению системы образования и ее функционирование по принципу "сверху-вниз" способствуют обеспечению высокой успеваемости школьников? Следует ли странам с высокой административной нагрузкой на учителя последовать примеру Финляндии и избавить школу от излишней бюрократии?

– Что ж, разумеется, Финляндия – образец для подражания в том, что касается проведения реформы школьного образования, перехода от традиционной системы с высокой степенью централизации к системе децентрализованной, в которой особый акцент делается на подготовке преподавательского состава. Финским учителям предоставляется немалая свобода в вопросах адаптации учебной программы, оценки успеваемости. При этом политика государства сфокусирована на создание условий, позволяющих индивидуализировать образовательный процесс.

Однако необходимо учитывать, что в Финляндии сложились определенные обстоятельства для разворачивания упомянутых реформ, которые могут отсутствовать в других странах, что в свою очередь делает копирование финского опыта невозможным. Так, например, численность населения Финляндии составляет около 5,5 млн человек, и 1,5 млн из них живут в столичном регионе. Я бы переформулировал Ваш вопрос, если позволите, на следующий: чему нас учит опыт Финляндии? Именно в этом заключается цель исследований нашей ассоциации. Мы стремимся предоставить участвующим странам возможность сравнить их образовательную систему с другими и учиться на их опыте.

Из исследований IEA, а также развернутых "энциклопедий", публикуемых вслед TIMSS и PIRLS, можно получить подробную информацию об учащихся, учителях и школах, которая проливает свет на следующие вопросы: как формируется учебная программа? Насколько хорошо оснащены школы и основательно подготовлены учителя? Как учащиеся относятся к учебе и считают ли они, что взрослые наставники о них заботятся? Изучая опыт стран с высокой успеваемостью, страны с низкой успеваемостью могут пересмотреть свои подходы, осваивая новые стратегии развития системы образования.

В конечном счете каждому государству – участнику наших проектов необходимо выработать наиболее подходящую для него образовательную политику с учетом своей специфики, культуры и истории. На опыте других стран можно только учиться, но просто скопировать систему образования другой страны невозможно.

 

Ссылка на первоисточник: https://ria.ru/sn_edu/20160926/1477841947.html

 
РИА Новости - "Андреас Шляйхер: разрыв между сильными и слабыми школами мира растет" Печать E-mail

Главный разработчик и куратор теста PISA Андреас Шляйхер — о влиянии авторитетной программы на политику образования в разных странах.

В преддверии Второй международной конференции "Использование результатов исследований качества образования — проблемы и перспективы", которая пройдет в МИА "Россия сегодня" 29-30 сентября, директор Департамента по образованию Организации по экономическому сотрудничеству и развитию Андреас Шляйхер рассказал корреспонденту РИА Новости Антону Звереву о главных выводах престижного исследования за последнее десятилетие и о том, как влияет эта программа на политику образования в разных странах. 

 

Бедность — не приговор 

Какие ключевые тенденции в мировом образовании демонстрируют результаты последних сопоставительных исследований? 

Представляется, что наибольшее значение имеет углубление разрыва между высокоэффективными образовательными системами и системами, которые плетутся в хвосте исследования. По экспертной оценке специалистов Международной программы PISA, 10 процентов наиболее социально незащищённых учеников шанхайских школ показали в 2012 году лучшие результаты, чем 10 процентов их сверстников из самых обеспеченных американских семей. Это говорит о том, что бедность — не приговор и что неправы те, кто не пытается менять что-либо в своей судьбе. 

Как быстро, на ваш взгляд, устаревают на фоне возрастающих требований к детям выводы международных сравнительных исследований? Какие из них являются самыми для Вас важными, не теряющими актуальности со временем? 

Я полагаю, что международные сравнительные исследования в области образования остаются очень мощным инструментом. Они дают представление о "потолке возможного", равенстве в доступе к услугам и эффективности обучения на примерах лучших образовательных систем. Позволяют разработчикам политики, педагогам и ученым оценить свой уровень в контексте достижений своих зарубежных коллег. И, что самое важное, они дают надежду на успешное реформирование национальных систем, приглашая политиков и специалистов-практиков абстрагироваться от собственного опыта и проанализировать лежащие в его основе парадигмы и концепции.

Но вы совершенно правы: мы должны сделать так, чтобы меняющиеся требования к детям нашли отражение в содержании наших исследований. В наше время школы должны учить детей жить и работать с людьми разных культур, доверять друг другу и сотрудничать, невзирая на различия. Предыдущее поколение учителей полагало, что материал, который они преподают, будет полезен ученикам на протяжении всей жизни. Сегодня школы должны готовить учащихся к беспрецедентным переменам в экономике и окружающей действительности, к труду на рабочих местах, которые еще не созданы; к использованию технологий, которые не изобретены; к решению социальных проблем, возникновение которых проблематично. 

Проще говоря, мир вознаграждает людей уже не за то, что они знают, а за то, как они могут использовать то, что знают. Сегодня это главный фактор, определяющий различия в педагогических стратегиях. Упор в современном образовании делается на развитии творческих начал, критического анализа, умении решать проблемы и принимать решения. Преподается методика трудовой деятельности, в том числе способность распознавать и использовать возможности новых технологий. И последнее, но не по важности: учащимся прививают социальные и эмоциональные навыки, помогающие жить и трудиться в коллективе.

 

Российские школьники в зеркале PISA

Сейчас с этой проблемой столкнулась и Россия. Это так?

Если вы внимательно посмотрите на результаты исследования PISA, то обнаружите, что российские учащиеся очень хорошо — гораздо лучше, чем их сверстники из многих европейских и североамериканских стран — выполняют все задания на предметное содержание той или иной дисциплины. Но не задания, требующие творческого использования знаний, а ведь именно они занимают основное место в нашем тесте. 

Между прочим, PISA тоже развивается. В 2015 году мы впервые включили в список ее индикаторов "социальные компетенции" и "сотрудничество в решении проблем". Если международные оценки не идут в ногу с запросами общества, они становятся ненужными. 

Основная тема конференции, которая пройдет в конце сентября в РИА "Новости", — практическое освоение результатов исследований качества образования. Кто и как должен эти результаты использовать по назначению, на Ваш взгляд? Существуют ли вообще объективные критерии, по которым можно оценить работу школ? 

Все, чему учащиеся обучаются в школе, определяется людьми. Аналогичным образом критерии, по которым оцениваются учащиеся и школы, определяются также людьми. Я не знаю, как нам сделать эти критерии "объективными". Но мы можем обеспечить их сопоставимость в разных культурных и языковых средах и, что самое главное, обеспечить их релевантность. Вот почему PISA решила привлечь к разработке требований и методов проверки полученных знаний лучших специалистов и сотни педагогов и ученых из всех стран-участниц. Сегодня мы назвали бы это действо "краудсорсингом". Результаты этой работы — залог нашего успеха. Чтобы оценить эффективность PISA, мы проводим продольные исследования, на протяжении многих лет отслеживая деятельность учащихся, получивших оценку по линии Международной программы. Наша цель — определить, насколько эффективны тестовые вопросы в качестве инструмента, с помощью которого мы можем предсказать их успехи во взрослой жизни. 

Приведите, пожалуйста, пример того, как результаты PISA круто развернули политику той или иной страны в области образования.

Естественно, наибольший эффект оценки PISA произвели в странах, показавших невысокие результаты. Но воздействие исследования ощущалось и там, где полученные результаты резко контрастировали с общепринятыми представлениями. В Германии, откуда я родом, результаты PISA 2000 года спровоцировали ожесточенные споры. Неожиданно низкие показатели академической успеваемости повергли общественность в состояние шока, широко обсуждались в СМИ. Традиционно 10-летние дети подразделяются в этой стране на тех, кто, по мнению педагогов, впоследствии станут работниками умственного труда, и тех, кто будет на них работать. Такое разделение производится в основном по социально-экономическим признакам. В нашем анализе вопросы равенства рассматривались как в рамках отдельных школ, так и в масштабе всей школьной системы. Было выявлено, что немецкие учащиеся из более зажиточных семей систематически направлялись в престижные школы, обеспечивающие более качественное образование, тогда как подростки из менее привилегированных социальных слоев — в менее престижные профессиональные училища. Стало понятно, что немецкая система образования скорее усугубляет, нежели смягчает социально-экономическое неравенство среди учащихся. Таким образом был дан импульс для проведения реформ. За пятнадцать последующих лет Германии удалось существенно повысить качество обучения, подтянуть ситуацию в сфере обеспечения равенства. 

 

Тест вызвал в Сингапуре революцию

Наверное, Германия — не единственная страна, в которой за короткий срок произошли существенные перемены к лучшему? 

Да, Корея ещё в 2000 году имела высокие показатели PISA. Беспокойство вызывало то, что успехи ограничивались небольшой группой представителей национальной элиты. Менее чем за десятилетие Корее смогла удвоить число учащихся, показывающих отличные результаты. Вновь обратимся к Европе: после коренной реорганизации школьной системы Польше потребовалось менее полугода, чтобы сократить разрыв между учебными заведениями по качеству обучения. То же самое можно сказать и о Венгрии. 

Однако лидером в развитии образования является Восточная Азия, успешно опровергающая мнение о том, что ее достижения обусловлены чрезмерной учебной нагрузкой и зубрежкой — непопулярным в PISA методикам. Когда PISA впервые ввела критерий творческой способности к решению проблем, многие обозреватели ожидали обрушения рейтингов или, во всяком случае, снижения показателей успеваемости в восточноазиатских странах. Однако в победители вышел Сингапур. Когда в марте 2014 года я объявлял результаты, министр образования Сингапура Хен Сви Кит особо подчеркнул в ответном комментарии, что Сингапур придает огромное значение развитию творческого и критического мышления, социальных навыков, эмоциональной отзывчивости и формированию положительных черт характера у своей молодежи. В предшествовавшие несколько лет в системе образования Сингапура произошла тихая революция, оставшаяся почти незамеченной на Западе.

 

Прорыв Москвы

Как бы вы прокомментировали уровень знаний 15-летних москвичей, продемонстрированный в исследовании PISA в мае этого года?

Москва — первая мировая столица, средние школы которой прошли испытание тестом PISA. Со стороны московского руководства это был смелый шаг, поскольку критерии PISA существенно отличаются от тех, на которых строятся российские программы, нацеленные исключительно на усвоение информационного материала. Для PISA не так важна способность учащихся воспроизводить заученное, как умение экстраполировать имеющиеся знания и творчески применять их в необычных ситуациях. Результаты исследования показывают, что лучшие учащиеся московских школ ни в чем не уступают своим сверстникам из стран с наиболее эффективными системами образования по итогам проверки PISA 2012 года. Но школьный тест на основе программы PISA предназначен не только для того, чтобы определить место школ в мировых рейтингах. Это инструмент, помогающий школьникам лучше учиться, учителям лучше учить, а школьной системе быть более эффективной. Замечательно, что город выступает инициатором этого подхода и не боится смотреть в будущее. Будем надеяться, что примеру Москвы последуют и другие города. 

Знакомы ли вы с российской системой итоговой аттестации — ЕГЭ? Соответствует она, по вашему мнению, лучшим мировым практикам? 

Я очень внимательно слежу за развитием событий в России с того самого момента, когда был введен ЕГЭ. За последний год в особенности уровень совершенства, технического качества и транспарентности российских баз данных существенно возрос. Имея такой прочный фундамент, можно приступать к разработке политики.

 

Ссылка на первоисточник: https://ria.ru/interview/20160921/1476814149.html

 
В Москве обсудят использование итогов исследований качества образования для развития школ Печать E-mail

II Международная конференция по развитию системы оценки качества образования «Использование результатов исследований качества образования – проблемы и перспективы» пройдет в Москве 30 сентября 2016 года на площадке Международного информационного агентства «Россия сегодня».

В работе конференции, проводимой Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, примут участие свыше 300 специалистов, в том числе ведущие российские и международные эксперты в области оценки качества школьного образования, организаторы международных исследований PISA, TIMSS, PIRLS, педагоги из России и стран СНГ.

«Оценочные процедуры в системе образования призваны не просто оценивать знания учащихся, но служить инструментом развития, средством организации работы для достойного результата, а где нужно – и работы над ошибками. Поэтому для второй международной конференции выбрана такая ориентированная на практический результат повестка. Рассчитываю, что представительный состав участников позволит всесторонне обсудить возможности использования результатов различных оценочных процедур и исследований для повышения качества образования, обменяться лучшими практиками», - отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

В рамках пленарного заседания конференции ее участники обсудят практики использования результатов международных сопоставительных исследований качества образования для развития школ и системы подготовки педагогических кадров, представят национальные модели оценки деятельности общеобразовательных организаций.

I Международная конференция «Эволюция оценки качества образования» прошла в Москве 15 октября 2015 года. В ней приняли участие свыше 70 экспертов из России, Белоруссии, Испании, Китая, Турции, Франции, Швейцарии, Южной Кореи, а также организаторы международных исследований оценки образовательных достижений. Участники конференции обсудили глобальные тенденции в развитии системы оценки качества школьного образования и основные вызовы, стоящие перед мировым сообществом в этой области.

 

Пресс-служба Рособрнадзора